Информационное голодание закону вопреки

В. Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
OPEC

В России всегда ощущался дефицит любой информации. Показатели эффективности и результативности мер по господдержке малого и среднего предпринимательства, а также прогнозы по его развитию выделяются даже на этом фоне, констатирует вице-президент НИСИПП Владимир Буев

Ни общество, ни аналитики до сих пор не имеют полных объективных данных, о том, как, например, развивается весь сектор МСП за последние 2 года в целом по России или в региональном разрезе (соответственно, ограничены возможности проведения сравнительного анализа1). Какие-то сегменты объекта мы, конечно, можем анализировать и оценивать (например, сравнительную динамику малых предприятий с количеством работников от 15 до 100 человек и оборотом до 400 млн в год), но не более того.

Казалось бы, ситуацию могли спасти (или исправить) ежегодные доклады «о состоянии и развитии МСП в Российской Федерации и мерах по его развитию» (ст. 9 ФЗ-209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства…»). Профильный департамент Минэкономразвития, ответственный за развитие сектора в стране, в свое время приложил немало усилий, чтобы этот закон с нормой о «ежегодных докладах» появился на месте прежнего (действовавшего с 1995 года и носившего название «О государственной поддержке малого предпринимательства…»).

Dura lex sed lex. Закон суров, но это закон, однако, видимо, не в наших условиях и не для профильного департамента МЭР. Действуй сегодня статья 9 Закона, то, начиная с 2008 года (когда закон формально заработал), свет должны были бы уже увидеть как минимум 4 доклада Минэкономразвития на тему МСП. И тогда информационный «голод» в принципе был бы утолен, поскольку законодательно четко определено, какие сведения должны включать в себя доклады:

  • Отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МСП,
  • Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП,
  • Оценку эффективности применения мер по его развитию,
  • Прогноз развития МСП в Российской Федерации.

Причем, доклады эти должны быть не просто открытыми для общества (то есть висеть на ведомственных сайтах в интернете), а публиковаться в средствах массовой информации (закон это прямо диктует).

Что же мы имеем в реальной жизни? На сайте Минэкономразвития такой доклад был опубличен единожды (в разделе «Малый бизнес») — 14 января 2010 года и формально освещал ситуацию не позже 2008 года2. При этом анализ основных показателей развития сектора касался ситуации до 2008 года (в основном 2007-го), когда действовал еще «старый» закон.

Не будем глубоко оценивать качество доклада. Отметим только, что во многом он представляет пересказ, а то и прямой «копипаст» другого доклада за 2007 год, подготовленного ОПОРОЙ России («Условия и факторы развития малого и среднего предпринимательства в регионах России»).

Установленная законом «Оценка эффективности мер по развитию МСП» была ненавязчиво заменена на «Оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и на «Оценку системы факторов развития МСП в субъектах РФ». Один раздел представлял из себя пересказ Указа Президента от 28 июня 2007 г. № 825, в соответствии с которым Минрегионразвития проводит оценку региональных органов власти в различных сферах деятельности, в том числе в сфере «Экономическое развитие», в разделе которого предусмотрена оценка развития МСП. Кроме того, в нем добросовестно пересказываются показатели такой оценки, но… сама оценка отсутствовует. Второй раздел опять же был пересказом исследований ОПОРЫ.

А прогноз развития МСП дан не на кратко- или даже среднесрочную перспективу, а … на 2020 год. К этому периоду показатели развития МСП должны волшебным образом пройти следующие преобразования:

  • доля малого бизнеса в общем ВВП достичь 30% (доля малого и среднего бизнеса – 50%);
  • доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – до 80% (доля малого и среднего бизнеса – 90%);
  • доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса – до 60% населения Российской Федерации и до 30 % от числа всего занятого населения3 (доля малого и среднего бизнеса – 50%).

Отраслевая структура МСП тоже должна претерпеть следующие трансформации:

  • сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом), без сокращения их общей численности;
  • рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (со 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Согласно этому «прогнозу» среднего бизнеса по количеству должно стать на порядок больше, чем сейчас. Крупного – 10%: при проецировании на нынешние цифры по числу организаций «крупняк» должен «поглотить» больше 50% экономически активного населения, что, мягко говоря, не вполне стыкуется с данным в этом же докладе прогнозом по численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса. Кроме того, если внимательно читать «прогноз», увидим, что «удумали» составители: что в России занятого населения будет вдвое больше, чем собственно населения. Статистика по-чуровски!

Понятно, что все это были никем не просчитанные «легенды и мифы Древней Греции» на потребу дня и политической конъюнктуре. Составители четко знали, что за 12 лет «или падишах умрет, или ишак сдохнет», поэтому кому надо, пусть попробует верифицировать все это в 2020 году…

Правда, в прогнозе явный «прокол» все-таки оказался. Одним абзацем на период 2009 – 2010 годов все-таки был предусмотрен и некий «инерционный сценарий развития», предполагающий «увеличение числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в размере 3% - 5% в год». Однако, на более близком периоде «прогноз», как и следовало ожидать, оказался мифом. В 2009 занятость в секторе оказалась хуже «инерционного сценария», упав на 1.1% по сравнению с 2008-м (за 2010 год достоверные данные отсутствуют по сию пору).

…Таким образом, за 4 года общество увидело только один доклад по МСП, который хоть и с некоторой долей условности, но можно назвать «полноценным». А в остальных случаях мы видели суррогаты, никакими прямыми нормами действующего закона не предусмотренные («краткие информации об основных показателях и основных нормативных правовых актах в сфере развития малого и среднего предпринимательства», «проекты карт развития МСП на период до 2012 года» и т.д.). Профильный департамент МЭР старается изо всех сил так, что вспоминается анекдот про лошадь, которая «ну, не шмогла»…

1 Предварительные данные сплошного наблюдения в начале года были размещены на сайте Росстата. Окончательные должны появиться летом 2012-го.

2 Судя по датам, доклад был представлен обществу примерно через год после его появления, в информационном поле отражения он практически не нашел (доклад мало кто заметил)

3 Так в тексте Доклада :).

Финансово-денежная экономика - Д. В. Виноградов, М. Е. Дорошенко
Д. В. Виноградов, М. Е. Дорошенко
  • Тот факт, что сотрудник заболел за границей, не лишает его права на оплату больничного листа
    Если отправляясь в отпуск или командировку за границу, сотрудник заболел, он также вправе получить пособие по временной нетрудоспособности. Больничные, выданные за рубежом, можно заменить на российские листки нетрудоспособности, обращает внимание Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования.
  • Что делать россиянам, хранящим сбережения в евро?
    Платить или не платить? Вот вопрос, с которым теперь каждый день просыпается и ложится Германия, выкладывающая все новые миллиарды для спасения евро. Ведь чем чаще приходят из Брюсселя сообщения о финансовой помощи очередному государству-банкроту, тем больше страждущих откусить от бесплатного пирога.
  • Вычтем все
    !Налоговый вычет при покупке жилья может увеличиться в разы
    Система расчета налоговых льгот, установленных для продавцов и покупателей жилья и земельных участков, будет изменена. С таким предложением еще в мае выступил Минфин, а сейчас новая схема одобрена правительством. На первый взгляд, от предложения Минфина покупатели недвижимости выиграют, а государство проиграет. Но есть и риски: государство себя не забывает, а покупателей недвижимости ждет введение налога на нее.
  • Минфин считает возможным введение налога на недвижимость не ранее 2014 года
    По мнению Минфина России, введение налога на недвижимость на территории Российской Федерации возможно не ранее 2014 года. Об этом ведомство сообщило в письме от 09.07.12 № 03−05−06−01/34.
  • Ничего наличного
    !Налоговики будут контролировать все расчеты "живыми" деньгами
    Пока минфин пытается продвинуть законопроект об ограничении расчетов "живыми" деньгами, Федеральная налоговая служба (ФНС) хочет узнать, как лучше контролировать наличные расчеты, чтобы бюджет получал больше налогов.