Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением?

Рассмотрим конкретную ситуацию, предложим решение

Ю.А.Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Госфинансы.ру Журнал «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №6, июнь 2012 г.

До 1 января 2012 г. федеральное государственное бюджетное учреждение арендовало помещения согласно договору с Росимуществом и перечисляло арендную плату в доход федерального бюджета. С 1 января 2012 г. организация является казенным учреждением. Необходимо ли в 2012 г. федеральному казенному учреждению уплачивать НДС, куда следует производить перечисления? Как отразить в учете операции по начислению и перечислению арендной платы, а также НДС?

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (НДС).

При этом налоговая база определяется арендатором указанного имущества (налоговым агентом) отдельно по каждому арендованному объекту.

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Положения налогового законодательства не увязывают возникновение обязанностей налогового агента по уплате НДС с наличием у арендатора статуса плательщика данного налога, поэтому налоговыми агентами являются все арендаторы указанного выше имущества, даже если они сами не являются плательщиками НДС либо освобождены от этой обязанности (см. письмо УМНС России по г. Москве от 04.12.2003 № 21-09/67651).

Как следует из вопроса, действующий в 2012 г. договор аренды заключен между органом государственной власти (Росимуществом) и казенным учреждением. Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация обязана удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму НДС (см. письмо Минфина России от 24.05.2011 № 03-07-11/142).

Кроме того, согласно п. 3 ст. 168 НК РФ арендатором – казенным учреждением в качестве налогового агента составляется и соответствующий счет-фактура (см. письма Минфина России от 28.11.2011 № 03-07-09/43,ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@).

Перечисление налоговым агентом в доход федерального бюджета суммы НДС в данном случае должно осуществляться в общеустановленном порядке. Сумма же арендной платы (за вычетом НДС) должна перечисляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды*.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 330-ФЗ в абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 г., в соответствии с которыми из перечня арендодателей, приведенного в данной норме, исключены казенные учреждения. Таким образом, с 1 января 2012 г. в том случае, если арендодателем государственного (муниципального) имущества будет выступать казенное учреждение, арендатор не будет признаваться налоговым агентом.

Как видим, данные изменения не относятся к ситуации, описанной в вопросе.

Операции по начислению и перечислению арендной платы, а также сумм НДС могут быть отражены в бюджетном учете казенного учреждения в соответствии с положениями Инструкции № 162н следующими записями:

  • учтены расходы учреждения по арендной плате (в полной сумме платежей по договору, включая НДС):
    Дебет КРБ 1 401 20 224
    Кредит КРБ 1 302 24 730;
  • отражена сумма НДС, удержанная учреждением (как налоговым агентом) из причитающейся к уплате в соответствии с договором аренды суммы арендных платежей:
    Дебет КРБ 1 302 24 830
    Кредит КРБ 1 303 04 730;
  • перечислена арендная плата (без НДС):
    Дебет КРБ 1 302 24 830
    Кредит КРБ 1 304 05 224;
  • перечислена удержанная сумма НДС:
    Дебет КРБ 1 303 04 830
    Кредит КРБ 1 304 05 224.

Отвечала Ю.А.Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития