Актуальные ответы о переходе на МСФО

Прокопович Д.А., ACCA, CGA, CIPA, к.э.н., аудитор, председатель Комитета ИПБ России по МСФО
Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России
Итак, Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) законодательно введены в действие на территории Российской Федерации. Это столь долгожданное событие произошло в декабре 2011 года, в связи с чем, согласно закона 208-ФЗ, обязанность их применения при составлении консолидированной отчётности у российских организаций возникает, начиная с отчётности за 2012 год.

Какие тексты стандартов таким образом вступили в силу? Все ли их надо применять?

Как известно, МСФО включают сами стандарты и разъяснения. Стандарты комплексно устанавливают основные требования к составлению и представлению финансовой отчётности. Разъяснения дают официальное руководство по отдельным актуальным и распространенным бухгалтерским вопросам в контексте действующих стандартов. Для того чтобы отчётность считалась соответствующей МСФО, она должна соответствовать всем применимым требованиям каждого стандарта и разъяснения (с учётом существенности). Важно, что при составлении отчётности по МСФО российские организации должны руководствоваться непосредственно МСФО по всем аспектам, без каких либо изъятий или уточнений. Тем более, что в России они утверждены полностью в оригинальном варианте, за что председатель Совета по МСФО (IASB), Ханс Хугерфорст (Hans Hoogervorst), в ходе своего визита в Москву выразил отдельную признательность.

На данном этапе в России утвержден полный комплект обязательных стандартов и разъяснений, но не все из опубликованных Советом по МСФО (IASB). Дело в том, что пять новых стандартов — МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчётность», МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» и МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» — обязательны к применению, начиная с отчётности за 2013 год (а действие IFRS 9 вообще отложено до 2015 года). Но поскольку досрочное применение этих стандартов допускается, следует ожидать, что они будут утверждены в России уже в ближайшее время, тем более что Совет по МСФО (IASB) уже располагает их переводом на русский язык.

В утвержденный комплект, однако, не вошли документы поясняющего характера, такие как: Концептуальные основы финансовой отчётности, Основы для выводов или Руководства по применению стандартов, которые не являются неотъемлемой частью самих стандартов или разъяснений, а необходимы скорее для их лучшего понимания. Также не введен МСФО для малого и среднего бизнеса.

Какие организации должны составлять консолидированную отчётность по МСФО?

Положения закона о консолидированной отчётности (208-ФЗ) распространяются на: кредитные, страховые организации, организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, а также другие организации, обязанные в силу устава или других законов составлять консолидированную (или сводную) финансовую отчётность. Для таких организаций несоблюдение требования об обязательном представлении отчётности по МСФО, очевидно, будет связано с более серьезными санкциями, чем просто штраф, такими как: отзыв лицензии или исключение из котировального списка. Контролирующими органами здесь выступают: Минфин РФ, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора.

Нужно ли в отчётности по МСФО за 2012 год представлять сравнительную информацию, и как это сделать наиболее эффективно?

В отчётности по МСФО для всех числовых и описательных данных необходимо представлять сравнительную информацию, как минимум, за один предыдущий год (в некоторых случаях также необходимо представлять баланс на начало самого раннего из представленных в отчётности периодов). Таким образом, в обязательной отчётности за 2012 год будет необходима информация, как минимум, еще и за 2011 год.

Для организаций, которые ранее не готовили отчётность по МСФО, ретроспективно составлять отчётность сразу за два года — 2012 и 2011 — будет крайне затруднительно, особенно учитывая, что в отведенные законом на её подготовку 120 дней надо успеть сделать консолидацию всех компаний группы, провести аудит, а в некоторых случаях и оценку. К тому же в ряде случаев аудиторы чисто физически не смогут провести ряд необходимых проверочных процедур и будут вынуждены выдать по такой отчётности заключение с оговорками, отрицательное заключение или отказаться от выражения мнения.

Рекомендуемым и наиболее правильным для таких организаций будет являться следующий порядок действий. Перейти на МСФО (в терминах IFRS 1) с 1 января 2011 года, принять учётную политику по МСФО и применить уместные методы, предусмотренные IFRS 1, при необходимости провести оценку по состоянию на 1 января 2011 года, составить за 2011 год предварительную финансовую отчётность (в качестве сравнительной информации для отчётности за 2012 год), провести её аудит. Далее за 2012 год составить отчётность на основе уже наработанных методик, приложив имеющуюся сравнительную информацию за 2011 год, провести её аудит. Крупным компаниям, необходимо уделить особое внимание внедрению методик быстрого закрытия года, для того, чтобы уложиться в отведенные сроки.

Если организация в отчётности за 2012 год не представит сравнительной информации, то это неминуемо приведет к тому, что по результатам аудита в отношении этой отчётности будет выдано заключение с оговорками, отрицательное заключение или отказ от выражения мнения.

С точки зрения эффективности, времени и соотношения выгод и затрат, при подготовке к переходу на МСФО совсем не лишним будет использование (наряду со штатными сотрудниками) квалифицированной помощи внешних консультантов по МСФО, имеющих наработанный опыт, и готовых предложить организации выверенные решения и распространить лучшую практику.

Кто может проводить аудит отчётности по МСФО?

Согласно закона 208-ФЗ, консолидированная отчётность по МСФО подлежит обязательному аудиту. Аудит такой отчётности должен проводиться в соответствии с российским законодательством, хотя использование в дополнение к нему международных стандартов аудита никак не ограничено. По закону об аудиторской деятельности (307-ФЗ) консолидированную отчётность по МСФО имеют право проверять только аудиторские организации, имеющие в штате аудиторов с аттестатами нового образца. Помимо установленных минимальных требований при выборе аудиторов также рекомендуется обращать внимание на квалификацию специалистов, их опыт работы с МСФО, возможность оказать оперативную консультационную поддержку при переходе на МСФО.

Что произойдет, если после представления отчётности по МСФО выясниться, что она составлена с ошибками?

Последуют санкции со стороны контролирующих органов. Причем к ответственности будут привлечены как организация и её руководство, так и аудиторы, которые подтверждали отчётность. Все потерпевшие стороны смогут в судебном порядке взыскать убытки, понесенные вследствие недостоверной отчётности, при наличии соответствующих виновных действий руководства и аудиторов. Если аудиторы успеют обнаружить ошибки в уже проаудированной отчётности, то возможен вариант отзыва аудиторского заключения, который снимает с них ответственность (но не с организации). Если ошибки не столь существенны, то они будут исправлены в следующей отчётности в специальном порядке, предусмотренном МСФО (ретроспективно).

На самом деле, аудит отчётности призван, именно, предотвратить подобные случаи, доводя риск наличия ошибки в отчётности до минимального разумного уровня.

Нужно ли разрабатывать учётную политику по МСФО, и как правильно это сделать?

Разработка учётной политики — важный элемент подготовки отчётности по МСФО. Как известно, МСФО — это стандарты, основанные на принципах, которые, несмотря на значительный объем, лишь в общих чертах определяют правила, идеи, требования, которым необходимо следовать при составлении финансовой отчётности. Конкретные же методики, применяемые при составлении отчётностью соответствующей МСФО, устанавливаются организацией самостоятельно в своей учётной политике. В некоторых случаях МСФО предусматривает несколько допустимых вариантов учёта, из которых организация должна выбрать наиболее уместный и утвердить в своей учётной политике. Основные положения учётной политики обязательно раскрываются в примечаниях к финансовой отчётности по МСФО, с тем, чтобы пользователи имели представление об основных методах формирования отчётных данных, при необходимости могли их сравнить с данными по другим организациям.

Следует отметить, что в МСФО отсутствует такое понятие как типовая или стандартная учётная политика: стандартами являются сами МСФО, тогда как учётная политика должна конкретизировать требования стандартов в приложении к организации и с учётом её специфики. В этой связи было бы неправильным применить шаблонную учётную политику без её доработки под конкретную организацию.

Формирование учётной политики по МСФО — этап весьма ответственный. Она должна соответствовать всем применимым стандартам и разъяснениям. По вопросам, которые не регулируются существующими стандартами, её необходимо формировать самостоятельно по установленному в МСФО алгоритму. учётная политика должна быть достаточно дальновидной, так чтобы её не пришлось пересматривать в будущем, поскольку её изменение, особенно в крупных компаниях, сопряжено с большими сложностями, связанными с ретроспективным применением. В группе компаний должна применяться единая учётная политика, поэтому при её разработке следует учитывать специфику дочерних компаний, на которых она будет распространена.

Ни МСФО, ни российской законодательство не устанавливают конкретных дат утверждения учётной политики по МСФО, но логика самого процесса подразумевает, что она должна быть сформирована перед составлением первой отчётности по МСФО и, в идеале, навсегда.

Насколько детальной должна быть учётная политика по МСФО?

Степень детализации учётной политики по МСФО может быть разной, это не регламентируется стандартами. Но, как правило, по мере того, как организации накапливают опыт по применению МСФО, они стремятся его «капитализировать», зафиксировав в виде учётной политики, регламентов, инструкций. Своим клиентам мы обычно рекомендуем на любом уровне применения МСФО превратить учётную политику в инструмент управления и накопления знаний в организации, закрепив в ней всю методологию составления отчётности по МСФО, включая (где это уместно), кроме основных положений учётной политики: учётные регламенты, аналитический план счетов, журнал типовых проводок, регистры учёта, внутренние методические рекомендации (инструкции) по ведению учёта и составлению отчётности, регламенты получения внешних (не бухгалтерских) расчетных оценок для целей составления отчётности, документооборот, правила консолидации и т.д.

Кто контролирует правильность учётной политики по МСФО?

Правильность применяемой учётной политики по МСФО, её адекватность специфике организации и соответствие стандартам оценивают аудиторы, в ходе проверки финансовой отчётности по МСФО. Недостатки в учётной политике могут привести к тому, что отчётность по МСФО будет недостоверной и/или не будет соответствовать МСФО, что может быть веской причиной для аудиторского заключения с оговоркой, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения. Технически же это вызовет большой объем работы по исправлениям отчётности.

При переходе на МСФО отпадает ли необходимость ведения российского учёта, и возможно ли как-то оптимизировать учёт?

Все тот же закон 208-ФЗ устанавливает, что консолидированная отчётность по МСФО должна представляться наряду с бухгалтерской отчётностью по российскому законодательству. Новый закон о бухгалтерском учёте 402-ФЗ также не предусматривает для такого случая освобождения от ведения российского учёта. На практике организации остается использовать один из трех основных вариантов учёта (в зависимости от того, что более уместно): периодическая трансформация, параллельный учёт или комплексный учёт. Плюсы и минусы данных вариантов известны.

На наш взгляд значительную оптимизацию работы бухгалтеров можно достичь именно в рамках комплексного учёта, когда данные вводятся в систему один раз и с необходимыми модификациями учитываются в разных аналитических разрезах, достаточных для формирования отчётности для разных целей: МСФО, РСБУ и т.д. Своим клиентам мы также рекомендуем по мере возможности приближать российский учёт к требованиям МСФО (тем более, что российские стандарты постепенно перенимают нормы МСФО), чтобы сводить к неизбежному минимуму различия требующие корректировок. Так, невзирая на возможные разницы с налоговым учётом, правильно будет пересмотреть российскую учётную политику, приближая её по всем пунктам к учётной политике по МСФО, чтобы уже на этапе российского учёта формировать данные, практически или полностью соответствующие МСФО.

Какие наиболее существенные отличия МСФО от российского учёта, и возможно ли их как-то устранить?

На эту тему было много работ и публикаций, и она, действительно, заслуживает отдельной статьи. Но принципиально отличия можно разделить на методологические (относительно легкоустранимые) и системные (для устранения которых потребуются значительные реформы). К методологическим различиям можно отнести: ограниченное применение методов оценки в российском учёте, неиспользование доступной оперативной управленческой информации, сильное влияние традиционных методов учёта. Под системными отличиями российского учёта от МСФО, которые вызывают наибольшие сложности, в первую очередь понимаются: несоблюдение принципа приоритета содержания перед формой при классификации и учёте фактов хозяйственной деятельности, а также привязка используемых в учёте концепций и терминов к гражданскому законодательству, которое уже не всегда способно с точностью отражать экономическую действительность.

Как правильно подойти к организации процесса составления отчётности по МСФО?

Главная особенность отчётности по МСФО, которая и определяет организацию всего процесса, заключается в том, что отчётность представляет значительный объем комплексной информации об организации, которая должна собираться из разных источников и служб внутри организации. В процессе подготовки отчётность по МСФО информационно или организационно задействованы следующие службы/функции в организации: руководство, бухгалтерия, внутренний контроль, управленческий учёт, налоговый учёт, планирование, финансы, казначейство, технические, юридические, эксплуатационные службы. В самом правильном варианте, внедрение отчётности по МСФО приводит к интеграции учётной информационной системы в общую систему управления организацией.

В этой связи полезным управленческим инструментом является внутренний регламент, определяющий порядок взаимодействия служб при реализации учётно-отчётной функции (для отчётности по МСФО), в котором, в частности, устанавливаются: задействованные службы и ответственные лица, их функции и ответственность, схема взаимодействия, документооборот и сроки предоставления информации.

Должны ли будут применять МСФО другие организации, не входящие в сферу применения закона о консолидированной отчётности?

Такое требование не устанавливается, однако добровольное составление организациями отчётности по МСФО всегда приветствуется.

Вместе с тем, поскольку МСФО уже введены в систему российского законодательства, то ожидается, что в ближайшей перспективе они будут активно применяться и в рамках обязательного для всех российского учёта: в ряде случаев заменять собой российские положения по бухгалтерскому учёту и отчётности, использоваться при их разработке и формировании учётной политики организаций. Также будем иметь в виду планы Минфина расширить действие закона о консолидированной отчётности на все открытые акционерные общества.

Что можно посоветовать бухгалтерам в свете перехода России на МСФО?

Изучать МСФО! Причем, если кто-то этим еще всерьез не занялся, то можно сказать, что он уже «отстает от международного тренда».

Специфика МСФО заключается в том, что неподготовленный бухгалтер не сможет с ними работать в принципе. Здесь не допустим формальный, технократический подход, выполнение стандартов требует глубокого понимания сути МСФО, профессионального анализа ситуации, принятия взвешенных и ответственных решений, имеющих финансовые последствия для большого круга заинтересованных пользователей.

Для качественного освоения МСФО можно порекомендовать трехуровневую схему изучения: предполагающую на первом этапе получение фундаментальных знаний по МСФО; прохождение на втором этапе практического курса — для отработки применения методик и правил учёта по МСФО; и в качестве третьего этапа — обучение на рабочем месте в процессе непосредственного применения стандартов.

Залогом эффективного изучения МСФО является выбор подходящей программы обучения по МСФО. Несмотря на то, что большую часть информации в любом случае придется осваивать самостоятельно, обучение по специальной программе (или курсу) позволяет структурировать этот процесс, обеспечивая четкий временной график, выверенную программу и контрольные точки (экзамены). В ходе прохождения программы возникает дополнительная мотивация на успех. Не лишним бывает и подтверждение прогресса значимыми дипломами (сертификатами).

  • Отчетность по МСФО: нюансы законодательного регулирования
    В иерархии нормативных актов по бухгалтерскому учету на верхней позиции стоят международные стандарты, и российский бухучет будет развиваться в соответствии с МСФО. Основной закон, который регулирует переход на международные стандарты, — закон о консолидированной отчетности1. При этом закон о бухгалтерском учете2 регулирует вопросы, которые связаны с правилами составления консолидированной отчетности, в части, не охваченной профильным законом. О том, какими нормами законодательства установлены те или иные правила формирования и сдачи отчетности по МСФО, и о других проблемах составления консолидированной отчетности мы поговорили с Игорем Робертовичем Сухаревым, начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
  • Бухгалтерский учет и отчетность: задачи, стандарты, перспективы
    Интервью главного бухгалтера Банка России – директора департамента бухгалтерского учета и отчетности, члена совета директоров Банка России Людмила Гуденко.
  • Отчетность по МСФО: нюансы законодательного регулирования
    В иерархии нормативных актов по бухгалтерскому учету на верхней позиции стоят международные стандарты, и российский бухучет будет развиваться в соответствии с МСФО. Основной закон, который регулирует переход на международные стандарты, — закон о консолидированной отчетности. При этом закон о бухгалтерском учете регулирует вопросы, которые связаны с правилами составления консолидированной отчетности, в части, не охваченной профильным законом. О том, какими нормами законодательства установлены те или иные правила формирования и сдачи отчетности по МСФО, и о других проблемах составления консолидированной отчетности мы поговорили с Игорем Робертовичем Сухаревым, начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
  • Значение введения МСФО в России
    В завершение 2011 г. произошло знаковое событие в отечественном бухгалтерском учете. Россия вступила в "клуб" стран, адаптировавших в своей правовой системе международные стандарты финансовой отчетности. Приказом Минфина России от 25.11.11 № 160н на территории Российской Федерации введены в действие 63 документа МСФО. Это полный комплект международных стандартов и их разъяснений, действующих в отношении финансовой отчетности за 2012 г.
  • В Минфине рассказали, как новый закон о бухучете изменит обязанности и ответственность главбуха
    С начала следующего года начнет действовать новый Федеральный закон о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). К чему готовиться, рассказал начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента Минфина России Игорь Сухарев.