Изменение перспектив МСФО — интервью с руководством компании «Эрнст энд Янг»

Журнал "Кадровое дело"

Потребность в немедленной реформе

Последние восемнадцать месяцев привлекли всеобщее внимание к стандартам бухгалтерского учета и роли Совета по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО). Совет по МСФО стал испытывать растущее давление со стороны правительств и регулирующих органов (особенно в Европе), поскольку в настоящее время многие из них считают реформирование стандартов бухгалтерского учета своей приоритетной целью. Статья познакомит Вас с задачами, стоящими перед Советом по МСФО, предпринятыми им мерами, изменениями программы Совета по МСФО в этой связи и точкой зрения компании «Эрнст энд Янг» относительно будущего МСФО, в том числе на рынке США.

«Принятие единой системы высококачественных стандартов в глобальном масштабе затруднено стрессом, который испытала экономика различных стран, однако я полагаю, что период, который мы пережили, свидетельствует о еще большей необходимости единого рынка и игры по одним и тем же принципам и правилам», заявил Джеймс Терли. Эта точка зрения также получила поддержку в ходе проведенного интернет-опроса, подавляющее большинство (92%) участников которого согласились с целесообразностью использования единых мировых стандартов бухгалтерского учета.

Совет по МСФО взял на себя задачу по разработке единой системы высококачественных стандартов финансовой отчетности (МСФО). За последние пять лет МСФО стали языком финансовой отчетности в более чем 100 странах мира, в том числе в Европе и Австралии. Другие страны, такие, как Канада, Индия и Япония заявили о своем намерении перейти на МСФО и определили дату принятия стандартов, что означает, что все основные мировые рынки капитала, за исключением США, станут использовать МСФО в качестве языка финансовой отчетности к 2011 году. Экономика США является последним «элементом головоломки», и Совет по МСФО тесно сотрудничает с органом, занимающимся разработкой стандартов в США (ССФУ), и другими заинтересованными сторонами в США для достижения общей позиции и разработки высококачественных стандартов.

Растущее давление на Совет по МСФО

В последнее время давление, оказываемое на Совет по МСФО политиками и регулирующими органами с целью пересмотра стандартов, возросло. В значительной
степени это относится к учету финансовых инструментов и к вопросу о сокращении сферы применения оценки по справедливой стоимости. Как мы отмечали в предыдущих выпусках информационного бюллетеня «Взгляд на МСФО», некоторые из этих органов были столь категоричны, что стали утверждать, что принципы бухгалтерского учета (и использование справедливой стоимости) стали причиной кризиса. Лео ван дер Тас отметил, что подобная критика не нова: «Во время кризиса займов и сбережений 1990-х и «Великой депрессии» 1930-х годов раздавались возгласы о том, что виной всему является использование оценки по первоначальной стоимости и поэтому необходимо больше использовать справедливую стоимость, или, наоборот, что виной всему является оценка по справедливой стоимости. Сейчас мы вновь наблюдаем такую ситуацию. Фактически история повторяется».

В ответ на чрезвычайные обстоятельства, сложившиеся в результате мирового финансового кризиса, Совет по МСФО и Фонд КМСФО предприняли ряд конструктивных мер, среди которых можно выделить следующие:

  • Временная приостановка использования обычной процедуры принятия стандартов (т.е. отказ от требования о периоде для представления комментариев) для внесения изменений в метод учета финансовых инструментов в 2008 году — разрешение переклассификации финансовых инструментов из категории оцениваемых по справедливой стоимости в категорию оцениваемых по первоначальной стоимости.
  • Учреждение нового Наблюдательного Совета, представляющего регулирующие органы и осуществляющего надзор за функциями попечителей и Совета по МСФО.
  • Изменение состава Консультационного Совета по стандартам финансовой отчетности — органа, предоставляющего консультации Совету по МСФО относительно его деятельности, в том числе относительно его планов и рабочей программы.
  • Учреждение Консультативной группы по вопросам финансового кризиса — органа, созданного Советом по МСФО совместно с ССФУ с целью предоставления рекомендаций по выходу из финансового кризиса и изменения нормативно-правовой базы регулирования. Ее рекомендации не ограничились сферой стандартов бухгалтерского учета, но также затронули регулирующие органы, составителей и пользователей финансовой отчетности.

В целом считается, что данные меры носят позитивный характер и помогут Совету по МСФО в достижении его целей, несмотря на обеспокоенность профессионального сообщества относительно временной приостановки использования обычной процедуры принятия стандартов в 2008 году. Джим Терли прокомментировал это следующим образом: «Наблюдательный совет — это замечательная идея. Его создание способствует устранению некоторых критических замечаний, имеющих давнюю историю: о многочисленности американских представителей, поскольку США еще не перешли на МСФО; о большом количестве британцев, других представителей англо-саксонских стран и недостаточном количестве представителей азиатских стран или стран с развивающимися рынками. Поскольку Совет продолжает развиваться, он должен отражать точку зрения на мировую экономику скорее стран большой двадцатки» [чем стран «большой семерки»]».

Однако мнения участников дискуссии относительно эффективности данных начинаний разошлись: 30% посчитали временную приостановку обычной процедуры принятия стандартов целесообразной, а 40% - неуместной. 70% согласились с тем, что целом действия были эффективными, и лишь 30% — с тем, то они были своевременными.

Успех МСФО как системы глобальных стандартов

В настоящее время Совет по МСФО должен уделять особое внимание не только внешнему давлению, направленному на стимулирование принятия мер по преодолению текущего кризиса. многие страны (особенно европейские) придерживаются мнения о том, что поскольку они уже применяют МСФО, у них должно быть больше прав определять их развитие, а их интересы должны рассматриваться как более приоритетные. Рут Пикер отметила: «Европейцы говорят следующее: “Каким образом [США] получили этот особый статус, если они еще не заявили о своей приверженности принятию МСФО?” Причины столь широкого представительства США состоят в осуществляемой конвергенции, а также в том, что США заявили о своем переходе на МСФО», добавила госпожа Пикер — «Однако в настоящее время вопрос к США состоит в следующем: у вас было достаточно времени для конвергенции, сейчас время увидеть, сделаете ли вы следующий шаг».

«Имеет место некоторая обеспокоенность относительно того, что США охладевают к МСФО, но я не считаю, что это так» — отметил Джим Терли. Точка зрения г-на Терли основывается на обнадеживающих и подтверждающих ее сентябрьских заявлениях председателя и главного бухгалтера Комиссии по ценным бумагам и биржам США о том, что дорожная карта МСФО является приоритетной задачей на ближайшие месяцы, включая разработку основных принципов и этапов, необходимых для достижения данной цели. «Я ожидаю, что в течение ближайших недель и месяцев обсуждения достигнут своей кульминационной точки и будут продолжаться» — сказал господин Терли. «Я считаю, что на уровне страны стратегически важно, что [США] движутся вперед и будут использовать глобальную систему стандартов, применяемую всеми», продолжил господин Терли — «Это [изменяться] сложно, и я полагаю, что для этого необходимо участие руководителей многих организаций».

Сохранение статус-кво, представляющего собой ситуацию существования двух отличающихся друг от друга систем стандартов, усугубляет давление и вызывает обеспокоенность относительно будущего качества стандартов бухгалтерского учета в целом. В частности, наличие двух систем стандартов означает постоянное желание увидеть, а как у других, пытаясь понять, действительно ли «хорошо там, где нас нет» — отметил господин ван дер Тас. «Всегда найдутся те, кто скажет, что они хотят то, что есть у других, поскольку правила, используемые ими, не так строги, как используемые нами. Таким образом, начнется гонка уступок, и в итоге стандарты получатся самого низкого качества» — предупредила госпожа Пикер. Поэтому принятие МСФО в США чрезвычайно важно для достижения целей МСФО. Одна система стандартов финансовой отчетности означает меньше возможностей для произвольного суждения и поэтому способствует приложению усилий для разработки высококачественных стандартов.

Азиатско-Океанская группа органов, занимающихся разработкой стандартов

Что касается южного полушария, еще одним шагом, который, вероятнее всего, окажет влияние на развитие МСФО, стало создание Азиатско-Океанской группы органов, занимающихся разработкой стандартов (AOSSG). Эта группа, сформированная в 2009 году, объединила страны (в том числе Австралию, Бруней, Китай, Индонезию, Японию, Корею, Малайзию, Новую Зеландию, Сингапур, Гонконг и Макао), которые либо располагают опытом применения МСФО, либо начинают применять их. Несмотря на то, что задачей группы является обмен опытом, что способствует последовательности применения стандартов и улучшению качества финансовой отчетности, она также сможет координировать участие стран-членов в Совете по МСФО в ходе разработки МСФО. Вероятнее всего, группа станет мощным третьим блоком, уравновешивающим точки зрения Европы и США.

Будущая программа Совета по МСФО

За прошедшие двенадцать месяцев программа Совета по МСФО претерпела существенные изменения, которые представлены, прежде всего, несколькими новыми проектами, касающимися вопросов, связанных с финансовым кризисом, и созданием групп с особыми интересами, в состав которых входят в основном страны, осуществляющие переход на МСФО. В результате получилась чрезвычайно амбициозная программа, и в течение предстоящих двух лет ожидается множество изменений. Задача заключается в создании «второй стабильной платформы» для следующей волны стран, которые примут МСФО в 2011 году, что аналогично подходу, который использовался в 2005 году. «Для соблюдения сроков перехода на МСФО в 2011 году, установленных ими, этим странам предстоит решить серьезные задачи» — отметил господин ван дер Тас.

Однако в конечном итоге, по мере перехода на МСФО большего количества стран, Совет по МСФО столкнется с большим разнообразием мнений, которые ему придется согласовывать и учитывать при разработке стандартов. Приверженность тщательному процессу выявления этих мнений, анализа отличий и принятия высококачественных решений является первоочередной задачей для Совета по МСФО. «Каждая отдельная страна должна помнить, что у нее не может быть своего собственного решения для каждой ситуации. Поэтому странам придется научиться жить в будущем в условиях единой системы стандартов финансовой отчетности» — сделал вывод господин ван дер Тас.

Важно не просто располагать высококачественными стандартами — они также должны применяться последовательно. Отвечая на вопросы участников обсуждения, Рут Пикер отметила, что «за прошедшие пять лет было разработано множество материалов, разъясняющих применение МСФО, что в значительной степени способствует последовательному применению МСФО в глобальном масштабе».

Господин Терли завершил обсуждение, еще раз отметив, что «последовательное применение МСФО не приходит легко. Крайне важно, чтобы компании, составляющие отчетность, бухгалтерские фирмы и регулирующие органы прилагали значительные усилия для того, чтобы содействовать последовательному применению стандартов. Для этого требуется не только наличие одной глобальной системы стандартов, фактически требуются глобальные усилия, предпринимаемые для того, чтобы эта система стандартов применялась последовательно каждым составителем отчетности».

"Взгляд на МСФО" Октябрь 2009.

  • Европейские регуляторы поддерживают МСФО, но говорят «спасибо, не надо» стандартам для малых предприятий
    Европейские разработчики стандартов в целом поддерживают международные стандарты финансовой отчетности, но при этом призывают соблюдать осторожность и не стремиться сломя голову к идеальному совершенству (в их применении) или конвергенции с US GAAP. На международной финансовой конференции Meet the Experts они призвали разработчиков из IASB чаще прислушиваться к потребностям отдельных юрисдикций, где применяются МСФО.
  • Экс–министр финансов России: "Никакого дефолта в США не будет"
    Экс–министр финансов России и президент банка "ВТБ 24" Михаил Задорнов рассказал "Деловому Петербургу", стоит ли ждать дефолта в США, верить ли Герману Стерлигову, есть ли заговор против России и почему у элиты страны "чемоданное" настроение.
  • Интервью Сэра Дэвида Твиди, председателя совета по МСФО (IASB)
    В июне этого года сэр Дэвид Твиди сложит свои полномочия председателя Совета по международным стандартам финансовой отчетности – позиции, которую он занимал с момента основания этой организации 10 лет назад. В этом интервью он рассказывает о своем видении будущего финансовой отчетности: «У вас могут быть международные стандарты и без Соединенных Штатов. Но у вас не может быть глобальных стандартов без Соединенных Штатов».
  • Интервью с главами IASB и FASB сэром Дэвидом Твиди и Лесли Сейдман
    Предлагаем вашем вниманию перевод интервью по конвергенции стандартов, которое было взято Марком Бьяттом (Mark Byatt), главой департамента корпоративных коммуникаций Фонда МСФО, у пока еще действующего главы Совета по МСФО сэра Дэвида Твиди и председательницы американского FASBЛесли Сейдман.
  • Дэвид Дамант (IAASB): о МСФО, конвергенции, справедливой стоимости, России и кое о чем ещё
    25 июня в фойе столичного “Президент-Отеля” редакция GAAP.ru встретилась с весьма значимой для мира стандартов финансовой отчетности фигурой - и очень интересным человеком вообще . Сегодня мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с международным экспертом по стандартам финансового учета, отчетности и аудита Дэвидом Дамантом, председателем Консультативной Совещательной Группы при Совете по Международным Стандартам Аудита (IAASB). Благодарим Анастасию Русакову (представителя международных сертификационных программ на территории России и стран СНГ) за помощь в организации этой встречи.