Поддержка малого бизнеса: индекс заинтересованности

Анастасия Астахова
OPEC
России катастрофически не хватает небольших субъектов бизнеса, которые в развитых странах «тащат» на себе экономический рост. На местах уровень понимания этой проблемы неодинаков, отсюда рождается потребность в измерении заинтересованности регионов в поддержке малого и среднего бизнеса

Поддержка малого бизнеса: индекс заинтересованности
Поддержка малого бизнеса: индекс заинтересованности
Руководитель Аналитического центра банка Поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк) Наталья Литянская рассказала о разработке аналитического продукта, отражающего уровень поддержки МСП в регионах.

- Какие цели Вы ставили перед собой, создавая индекс активности участия регионов России в Программе ОАО «МСП Банк»? Что он отражает?

- Приступая к расчету индекса, мы ставили перед собой сразу несколько целей. Прежде всего нам хотелось создать эффективный инструмент, позволяющий определить насколько тот или иной регион вовлечен в Программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемую Банком. Сам по себе такой срез на наш взгляд может представлять интерес не только для нашего Банка, но и для региональных органов власти, ответственных за развитие сектора МСП.

Кроме того, понимание специфики географической экспансии Программы, представляет для нас интерес с точки зрения ее совершенствования, если так можно выразиться – калибровки. Мы, как институт развития, заинтересованы в том, чтобы вкладываемые средства не просто «осваивались», а приносили максимальную отдачу – для этого необходимо аккуратно подходить к расстановке приоритетов, в том числе региональных.

Если резюмировать, Индекс отражает степень доступности для МСП заемных средств, выделяемых по Программе Банка на территории каждого отдельно взятого субъекта РФ. В то же время косвенно он в целом отражает интерес банков и организаций инфраструктуры в регионе к финансированию сектора МСП.

- Какими данными Вы пользовались при расчете индекса?

- Не буду углубляться в описание всего «букета» показателей. Скажу лишь, что для расчета Индекса мы использовали данные официальной статистики Росстата о секторе МСП и показатели по Программе ОАО «МСП Банк». При этом, в силу специфики деятельности ОАО «МСП Банк», данные по Программе были разбиты на 3 блока – по ключевым бизнес-направлениям Банка, включающим поддержку МСП через банки-партнеры отдельно по программе «Рефинансирование», по программе «Финансирование для инноваций и модернизации» и поддержку через организации инфраструктуры.

- Кто оказался в числе лидеров? Чем обусловлено лидерство этих регионов?

- Мы условно выделили группу лидеров, в которую попали 8 регионов – для них характерно достаточно равномерное развитие по всем 3 упомянутым направлениям поддержки. Первые 3 места в рейтинге заняли Республика Татарстан, Ивановская область и Москва. В Татарстане и Москве действительно велики как абсолютные объемы реализации Программы, так и ее доля или, условно говоря, роль в региональной системе поддержки.

Также в группу лидеров попали Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская и Калининградская области, а также Республика Дагестан.

Здесь следует выделить особенность – в Индексе использовались относительные показатели, и в этой связи за счет не слишком сильного развития сектора МСП ряд регионов, в том числе вошедшая в тройку Ивановская область, попали в верхушку рейтинга. В этих субъектах масштабы и влияние Программы в относительном выражении оказались достаточно существенными.

- Удалось ли извлечь практическую пользу из Индекса? Может ли он помочь в развитии Программы Банка?

- Да, конечно. Как уже упоминалось, мы изначально закладывали цель совершенствования настройки Программы в ее региональном аспекте. Благодаря Индексу у нас появился дополнительный удобный и информативный инструмент визуализации результатов реализации Программы. Мы рассматриваем это исследование как своего рода ступеньку для проведения более глубоких исследований сектора МСП.

Кроме того мы рассчитываем, что эта работа станет дополнительным сигналом и поводом для диалога с региональными властями, и, как следствие, своеобразным катализатором для конструктивной государственной активности в этой сфере. Так, например, опубликовав на официальном сайте МСП Банка портреты социально-экономического развития регионов, мы получили значительное количество писем и звонков из регионов в самых разных уголков страны. И если у кого-то возникают вопросы, а иногда и претензии, то мы объясняем, что стараемся быть максимально беспристрастными и объективными в своих оценках, обосновываем свою позицию, и, как правило, в итоге находим понимание. В отдельных случаях поступают предложения по корректировке наших подходов, и мы считаем, что это способствует прогрессу.

На наш взгляд, чем более прозрачным будет информационное поле в отношении развития малого и среднего бизнеса и его государственной поддержки, тем быстрее будет взрослеть, в каком-то смысле эволюционировать, государственная политика, что в конечном счете приведет к генерированию положительных результатов.

- Будет ли Индекс обновляться и, если да, то с какой периодичностью?

- Да, разумеется, мы планируем регулярно пересчитывать Индекс, так как нам постоянно необходимы актуальные данные о «географии» Программы. Уже сейчас данные ежеквартально обновляются, и соответствующим образом актуализируется Индекс. Пересчет по итогам 2011 года мы планируем на второй квартал 2012 года – это связано со сроками публикации официальной статистики по сектору малого и среднего бизнеса.

- Давно ли в Банке создан Аналитический центр? Что входит в его задачи?

- Формально как самостоятельное подразделение в Банке Аналитический центр был выделен недавно — в октябре 2011 года. Но фактически работу в этом направлении мы начали еще в начале 2011 года.

В настоящее время усилия Аналитического центра сосредоточены на совершенствовании Программы МСП Банка, обеспечении руководства и подразделений Банка информацией, необходимой для принятия как стратегических, так и оперативных решений. Кроме того, мы как уже вполне оформившийся центр компетенции в сфере финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, стараемся отдельные материалы, которые могут представлять интерес для достаточно широкой аудитории, размещать на сайте Банка в специализированном разделе.

- Каковы ближайшие и более отдаленные планы Аналитического центра?

- На ближайший год у нас довольно обширные задачи. Мы планируем проведение нескольких исследований, в том числе с социологическими опросами предпринимателей. Основной фокус – это условия для бизнеса в России, вопросы финансового состояния предприятий, возможности для осуществления инноваций в малом бизнесе, развитие кластеров в регионах и ряд других тематик.

Что касается более отдаленных планов Аналитического центра, то у нас достаточно амбициозные цели. По примеру зарубежных институтов развития мы хотим быть не только операторами поддержки, но и идеологически влиять на сами подходы к развитию сектора МСП и, более широко, в целом на вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Но это задачи ближайших нескольких лет и первые шаги в нужном направлении уже сделаны.