Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова агентству Прайм-ТАСС

Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations"

Шаронов Андрей ВладимировичКаковы итоги социально-экономического развития России в прошлом году?

— Прошлый год стал шестым годом экономического роста в России, ВВП увеличился к предыдущему году на 7,1 проц. против 7,3 проц. в 2003 году. Вместе с тем, по нашей оценке, на фактор благоприятной экономической конъюнктуры пришлось чуть больше половины экономического роста. Однако в прошлом году мы также наблюдали значительное расширение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, но, к сожалению, почти две трети его прироста удовлетворялось за счет импорта из-за снижения конкурентоспособности российских товаров и компаний.

Надо также отметить, что финансовое положение нашей страны остается стабильным. В прошлом году доходы федерального бюджета существенно превысили запланированный уровень, также правительству удалось накопить значительный объем средств в Стабфонде, размер которого по итогам года превысил 520 млрд руб, возросли золотовалютные резервы. Все это обеспечивает достаточные возможности для предотвращения кризисных ситуаций в финансовой сфере.

Вместе с тем, инфляция по итогам года составила 11,7 проц, существенно превысив запланированный правительством уровень в 10 проц. Чем вызвано такое расхождение?

— К сожалению, несмотря на достаточно жесткую денежно-финансовую политику государства и укрепление рубля, темп инфляции был выше целевого уровня.

Это в значительной мере было обусловлено опережающим подорожанием товаров, ценообразование которых тесно привязано к динамике мировых цен, например бензин, дизельное топливо и продовольственные товары, металлы.

Как экономика будет развиваться в этом году?

— По нашему прогнозу, рост ВВП в 2005 году составит более 6 проц. Однако мы ожидаем, что внешнеэкономическая конъюнктура в этом году будет лучше, чем это заложено в бюджете, и еще будет оказывать значительное влияние на темпы роста экономики.

Сможет ли правительство удержать инфляцию в этом году в рамках запланированных 8,5 проц?

— Несмотря на значительный рост цен в январе, правительство пока не пересматривает целевой ориентир инфляции на уровне 8,5 проц. Удержание роста цен на запланированном уровне будет способствовать дальнейшему укреплению курса рубля и, таким образом, стимулировать импорт. Мы предполагаем, что курс рубля в этом году будет достаточно стабильным.

Минэкономразвития прогнозирует, что промышленность в этом году будет расти медленнее, чем в прошлом. Почему?

— Действительно, темп роста промышленности на 2005 год мы оцениваем на уровне 5 проц, то есть ниже, чем в прошлом году, когда объем промпроизводства вырос на 6,1 проц.

Ожидаемое замедление роста связано, прежде всего, со снижением темпов роста добычи и экспорта нефти. А обрабатывающие отрасли пока не готовы в полной мере компенсировать это торможение, потому что отрасли, которые могут развиваться темпами свыше 7 проц в год, занимают в структуре экономики менее одной трети.

Рост некоторых отраслей, например, пищевой, во многом зависит от импорта сырья.

Ожидает ли правительство увеличение инвестиций в этом году?

— Бесспорно. 2005 год должен стать годом инвестиционного спроса. Стимулирование инвестиционного процесса, улучшение инвестиционного климата и создание конкурентных условий стало одним из основных приоритетов правительства, как на этот год, так и на среднесрочную перспективу.

Созданию благоприятного инвестиционного климата будет способствовать развитие финансовой системы страны, реструктуризация естественных монополий, судебная и земельная реформы. Значимым для нас также стало повышение кредитного рейтинга России агентством Standard&Poor`s.

Какие налоговые инициативы разрабатывает Минэкономразвития в этом году?

— Сейчас мы разрабатываем механизмы, направленные на улучшение налогового администрирования, а также проводим оценку предложений Минфина по основам налоговой политики на 2006 год. В ближайшее время эти предложения будут внесены в правительство, так как они должны быть элементом бюджетного пакета.

Предполагают ли эти инициативы проведения налоговой амнистии и введения срока давности по приватизационным сделкам?

— Нет, не предполагают.

В прошлом году Минэкономразвития начало работу над созданием юридического механизма по защите компаний от неожиданных налоговых проверок. Продолжается ли работа в этом направлении?

— Да мы продолжаем эту работу. Наша задача регламентировать и сделать более предсказуемой деятельность фискальных органов, при этом не нарушая права государства, которое вправе собирать налоги и предпринимать меры по их взысканию, но и не нервировать таким образом предпринимателей.

Какие это будут механизмы?

— Я не могу назвать сейчас конкретные механизмы, скажу только, что речь идет о регламентации налоговых проверок, об ограничении причин повторных проверок, а также об ограничении исковых сроков.

Будут ли эти механизмы представлены в правительство до конца февраля?

— Я не уверен, но они могут быть внесены, если договоримся.

Вы сказали, что реструктуризация естественных монополий будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране. Когда же будет определен механизм сделки "Газпрома" и "Роснефти"?

— Сейчас обсуждаются различные варианты сделки, окончательная позиция пока не выработана.

Будет ли принято решение до конца февраля?

— Могу только сказать, что чувствую, что сроки ужесточаются.

На прошлой неделе глава Росэнерго Сергей Оганесян высказывал точку зрения, что "Юганскнефтегаз" должен остаться в структуре "Роснефти", которая должна остаться самостоятельным игроком на нефтяном рынке, а "Газпром" станет миноритарным акционером "Роснефти", и таким образом государство доведет в "Газпроме" свой пакет до контрольного. Считаете ли Вы такой вариант приоритетным?

— Это личное мнение Сергея Оганесяна, официально комментировать его я не могу.

Должна ли государственная нефтяная компания "Роснефть" как новый собственник "Юганскнефтегаза" погасить его задолженность?

— Формально, конечно. Этого просто нельзя избежать, так как "Роснефть" купила компанию, обремененную долгами. "Роснефть" как новый собственник несет ответственность за уплату налогов "Юганскнефтегаза". Сам факт перехода собственности не очистил компанию от налогов.

Не изменились ли предполагаемые сроки либерализации рынка акций "Газпрома"? Произойдет ли это до конца текущего года?

— Да, но это вопрос производный от увеличения госпакета акций "Газпрома" до контрольного. Как только это произойдет, то вопрос либерализации практически сразу можно будет решать.

Будут ли сняты ограничения для иностранцев на покупку акций "Газпрома"?

— Я считаю, что если они не будут сняты, то это никакая не либерализация.

Будет ли Минэкономразвития вновь поднимать вопрос о выделении непрофильных активов из "Газпрома" после того, как государство получит контрольный пакет акций монополии?

— Этот вопрос равнозначен вопросу реструктуризации компании. С одной стороны это разделение конкурентных и монопольных видов деятельности, с другой стороны - выделение и продажа непрофильных активов. Это две ягоды одного поля. Правда выделение непрофильных активов проще, этот вопрос решается уже сейчас. "Газпром" постепенно расстается со своими непрофильными активами.

Будет инвестпрограмма "Газпрома" на 2005 год рассматриваться на заседании правительства?

— Решение пока не принято. Дело в том, что некоторое время назад высказывалось мнение о том, что нецелесообразно рассматривать инвестпрограммы естественных монополий на правительстве.

Надо вспомнить, что инвестпрограммы начали рассматривать с 2000 года, когда впервые рассматривали инвестпрограмму Министерства путей сообщения. Ранее правительство никогда не смотрело на природу инвестиционных расходов.

Постепенно выработался алгоритм, компании приучили готовить инвестпрограммы с учетом показателей инвестиционных проектов. Импульс этому был дан и сейчас он поддерживается на уровне советов директоров монополий.

Но для правительства это очень сложный вопрос с точки зрения его детальности. При всей своей важности, инвестпрограмма той или иной компании - это все-таки технический вопрос.

С учетом того, что все естественные монополии являются государственными компаниями, так как государство владеет в них контрольным или близким к контрольному пакетом акций, государство в любом случае через директивы госпредставителям в совете директоров влияет на принятие решений по инвестпрограммам. Только в одном случае это протокольное решение правтельства, а в другом - распоряжение, в котором утверждаются директивы госпредставителям в совете директоров.

С этой точки зрения я считаю, что в принципе государство может продолжать контролировать естественные монополии, включая их инвестиционные программы, через заседания советов директоров и директивы.

Могут ли "Транснефть" и подрядчики получить налоговые и таможенные льготы при разработке нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"?

— Правительство держит линию на борьбу с всякими льготами и исключениями. Я не понимаю, зачем применять эти льготные исключения здесь. Думаю, что "Транснефть" будет разрабатывать этот проект на общих основаниях.

Какие средства будут использованы при освоении нефтепровода? Будут ли выделены бюджетные ресурсы?

— Выделение бюджетных средств не предполагается. Разработка нефтепровода будет осуществляться за счет заемных ресурсов и средств "Транснефти". Заемное финансирование будет возмещаться за счет тарифов "Транснефти", а не за счет бюджетных средств.

Определило ли правительство размер пакета акций "Связьинвеста", который будет приватизирован в этом году?

— Будет приватизирован весь госпакет "Связьинвеста в размере 75 проц минус одна акция. "Ростелеком" не будет выделен из "Связьинвеста" и будет продан в составе холдинга.

Будут ли иностранные компании допущены к участию в аукционе по продаже госпакета "Связьинвеста"?

— Да, иностранные компании будут допущены.

Сколько всего предприятий планируется приватизировать в этом году, и какие доходы от приватизации предполагается получить?

— Правительство в 2005 году намерено приватизировать более пятисот акционерных обществ и около девятисот федеральных унитарных предприятий. Предполагается, что доходы федерального бюджета от приватизации в этом году составят не менее 35 млрд руб.

Включены ли в эту сумму предполагаемые доходы от приватизации "Связьинвеста"?

— Да, включены.

  • «Мы живем в эпоху мутации национального характера»
    Григорий Чхартишвили — человек, придумавший российскую культурную утопию; Борис Акунин — писатель, реализовавший этот проект на бумаге. Вместе они — практически единственный современный отечественный литератор, которому удалось то, что до сих пор не вполне получается у политиков. А именно — создать «другую» Россию. В цикле романов про Эраста Фандорина и других произведениях Акунин-Чхартишвили планомерно строит страну, которая живет по заветам русской литературы XIX века, но при этом устремлена в светлое будущее: в ней несколько старомодное прекраснодушие и благородство сочетаются с верой в прогресс и человека. Это не та Россия, которую мы потеряли, — такой она никогда не была; скорее это та Россия, в которой мы бы хотели жить, когда вырастем. Не случайно гражданин именно этой полумифической страны из учебников по литературе — Эраст Фандорин — стал единственным национальным героем, придуманным у нас со времен распада СССР
  • 7 вопросов Юрию Шевчуку, музыканту
    Противостояние жителей Химок и строителей трассы Москва — Петербург, проходящей через Химкинский лес, на минувшей неделе чуть было не кончилось кровью. К исходу второй недели «лесной войны» на помощь рубщикам леса пришли около ста молодых людей с обмотанными футболками головами. Под предлогом урегулирования конфликта ОМОН ликвидировал палаточный лагерь экологов, девять человек, включая лидера Движения в защиту Химкинского леса Евгению Чирикову, были задержаны и доставлены в суд по обвинению в хулиганстве. Суд их оправдал, но рубка леса под строительство трассы возобновилась. Защитники леса намерены продолжать сопротивление. В минувшее воскресенье поддержать их приехал музыкант Юрий Шевчук
  • Если мы такие богатые, то почему такие бедные?
    "Статистические данные, словно зеркало, отражают нашу жизнь; цифры могут кого-то не устраивать, даже возмущать, но такова реальность", - говорит руководитель Федеральной службы государственной статистики Владимир СОКОЛИН. А недовольных цифрами бывает немало, в том числе и среди высокопоставленных чиновников. Публиковать неприятные для властей материалы не так уж просто для государственной организации, особенно если речь идет, скажем, о миллиардной зарплатной задолженности бюджетникам после того, как вице-премьер обещал президенту в конце прошлого года, что эти долги будут в основном погашены к 1 января 2005-го. “Но у Соколина хватает и твердости характера, и принципиальности, чтобы говорить правду, в том числе и неприятную”, - отмечает давно знающий его работник аппарата правительства.
  • Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова агентству Прайм-ТАСС
    Вопрос: Каковы итоги социально-экономического развития России в прошлом году?Прошлый год стал шестым годом экономического роста в России, ВВП увеличился к предыдущему году на 7,1 проц. против 7,3 проц. в 2003 году. Вместе с тем, по нашей оценке, на фактор благоприятной экономической конъюнктуры пришлось чуть больше половины экономического роста. Однако в прошлом году мы также наблюдали значительное расширение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, но, к сожалению, почти две трети его прироста удовлетворялось за счет импорта из-за снижения конкурентоспособности российских товаров и компаний. Надо также отметить, что финансовое положение нашей страны остается стабильным. В прошлом году доходы федерального бюджета существенно превысили запланированный уровень, также правительству удалось накопить значительный объем средств в Стабфонде, размер которого по итогам года превысил 520 млрд руб, возросли золотовалютные резервы. Все это обеспечивает достаточные возможности для предотвращения кризисных ситуаций в финансовой сфере.