Основные изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2010 г.

Елена Тишина
Методический журнал "Управление финансами и рисками в лизинговой компании" №01
Судя по тому, как законодатели в последние годы правят Налоговый кодекс РФ, налоговая реформа, о завершении которой говорили несколько лет назад, и не думает заканчиваться. Не стал исключением и 2010 г. В этом году налогоплательщики, применяющие спецрежимы, получат дополнительные льготы, будут решены некоторые спорные вопросы по налогу на прибыль, а также установлены правила налогообложения финансовых инструментов срочных сделок. Пожалуй, самым значительным изменением 2010 г. является отмена единого социального налога и переход на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.
Норма Суть изменения Основание
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
Федеральные налоги и сборы (ст. 13) Из перечня федеральных налогов и сборов исключен единый социальный налог (п. 4). В связи с отменой ЕСН и передачей функций администрирования страховых взносов ПФР и ФСС России из части первой НК РФ исключено упоминание об этом налоге и внебюджетных фондах Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ
Общие вопросы исчисления налоговой базы (ст. 54) Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (п. 2) Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 67) Уточняется, что организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в случае проведения ею научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перево оружения собственного производства, в том числе направленного на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (подп. 1 п. 1).

Кроме того, право на имущественный вычет получат организации, осуществляющие инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (подп. 5 п. 1)

Федеральный закон

от 23.11.2009 № 261-ФЗ (изменения вступили в силу

с 27 декабря)

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 76) В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (п. 9.2)

Федеральный закон

от 26.11.2008 № 224-ФЗ

Истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93) В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5) Федеральный закон

от 27.07.2006 № 137-ФЗ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
Налог на добавленную стоимость
Объект налогообложения (ст. 146) Не признается объектом налогообложения оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (подп. 10 п. 2) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149) Не подлежит налогообложению реализация только тех финансовых инструментов срочных сделок, базисный актив которых не подлежит обложению НДС. Под реализацией финансового инструмента срочной сделки понимается реализация ее базисного актива, а также уплата сумм премий по контракту, сумм вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон финансового инструмента срочной сделки, которые не являются в соответствии с условиями финансового инструмента срочной сделки оплатой базисного актива. Федеральный

закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ

  Определение финансовых инструментов срочных сделок, а также их базисного актива осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 301 НК РФ (подп. 12 п. 2).

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

— операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО. Операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (подп. 15 п. 3);

— операции по переуступке прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3);

— реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подп. 29 п. 3);

— реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых вышеперечисленными налогоплательщиками, при условии приобретения ими указанных работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы и услуги (подп. 30 п. 3)

Федеральный

закон от 28.11.2009 № 287-ФЗ

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (ст. 150) Не облагается НДС ввоз на таможенную территорию РФ культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами (п. 4) Федеральный

закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) (ст. 154) При реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость базисного актива, указанная в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке ст. 40 НК РФ, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы.

При реализации базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов)), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации финансового инструмента срочной сделки. При этом налоговая база определяется на дату, соответст-

Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ
  вующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации финансового инструмента срочной сделки, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ.

Для всех вышеуказанных случаев налоговая база определяется с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения налога.

Под спецификацией финансового инструмента срочной сделки понимается документ биржи, определяющий условия финансового инструмента срочной сделки (п. 6)

 
Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (ст. 162) В налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 3) Федеральный закон от 28.11.2009 № 287-ФЗ
Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (ст. 170) Для организаций, являющихся плательщиками НДС и осуществляющих операции с финансовыми инструментами сочных сделок, установлен порядок расчета пропорции, определяемой в целях раздельного учета сумм предъявленного НДС. Также определены особенности расчета данной пропорции организациями, осуществляющими клиринговую деятельность (п. 4) Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ
Акцизы
Налоговые ставки (ст. 193) Проиндексированы ставки акцизов на ряд подакцизных товаров на 2010—2012 гг. В 2010 г. они составят:

— алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) — 158 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

— вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, — 3 руб. 50 коп. за 1 литр;

— вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 14 руб. за 1 литр;

Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ
  — пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно — 9 руб. за 1 литр;

— пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% — 14 руб. за 1 литр;

— табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) — 422 руб. за 1 килограмм;

— сигары — 25 руб. за 1 штуку;

— сигариллы, биди, кретек — 360 руб. за 1000 штук;

— сигареты с фильтром — 205 руб. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. за 1000 штук;

— сигареты без фильтра, папиросы — 125 руб за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 155 руб. за 1000 штук;

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 3246 руб. 10 коп. за 1 тонну.

Налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива в 2010 г. осуществляется по следующим налоговым ставкам:

автомобильный бензин

— с октановым числом до «80» включительно — 2923 руб. за 1 тонну;

— с иными октановыми числами — 3992 руб. за 1 тонну;

дизельное топливо — 1188 руб. за 1 тонну

 
Налоговые вычеты (ст. 200) При исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья (п. 2). Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ
Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами (ст. 204) Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится один раз исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 204 НК РФ (п. 3) Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ
Налог на доходы физических лиц
Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды (ст. 212) Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды признается:

— экономия на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Такая выгода освобождается от налогообложения, если у налогоплательщика есть право на получение имущественного налогового вычета, подтвержденного налоговым органом (подп. 1 п. 1);

— материальная выгода, полученная от приобретения финансовых инструментов срочных сделок (подп. 3 п. 1);

Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ

Федеральный закон

  При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

В расходы на приобретение ценных бумаг, являющихся базисным активом опционного контракта, включаются суммы, уплаченные продавцу за ценные бумаги в соответствии с таким контрактом, а также уплаченные суммы премии и вариационной маржи по опционным контрактам.

Материальная выгода не возникает при приобретении налогоплательщиком ценных бумаг по первой или второй части РЕПО при условии исполнения сторонами обязательств по первой и второй частям РЕПО, а также в случае оформленного надлежащим образом прекращения обязательств по первой или второй части РЕПО по основаниям, отличным от надлежащего исполнения, в том числе зачетом встречных однородных требований, возникших из другой операции РЕПО.

Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, определяется исходя из их рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.

Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.

Данный пункт также дополнен абзацами, в которых установлен порядок определения расчетной цены и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, а также расчетной цены инвестиционных паев (п. 4)

от 25.11.2009 № 281-ФЗ
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 214.1) Статья 212.1 изложена в новой редакции. В ней подробно прописан порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке. Даны определения ценным бумагам и финансовым инструментам срочных сделок Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4) Введена новая ст. 214.4, где описаны правила определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Доходы, не подлежащие налогообложению (ст. 217) Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения): — социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2); Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

  — компенсационные выплаты спортивным судьям, связанные с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях, в размере, установленном организаторами физкультурных или спортивных мероприятий (п. 3);

— суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями семье умершего бывшего работника или вышедшего на пенсию, а также бывшему работнику или вышедшему на пенсию в связи со смертью члена (членов) его семьи (абз. 3 п. 8);

— суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (абз. 7 п. 8);

— доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет (п. 17.1);

— средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих не только образовательные учреждения, но и образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 42);

— доходы физических лиц в виде сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица (п. 48)

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 276-ФЗ

Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Федеральный закон

от 27.09.2009 № 220-ФЗ

Социальные налоговые вычеты (ст. 219) Социальный налоговый вычет в сумме уплаченных пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и при условии, что данные взносы работодателем были удержаны и перечислены в соответствующие фонды (п. 2) Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

Имущественные налоговые вычеты (ст. 220) Предельный размер суммы, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением жилья, дач, земельных участков и долей в них), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, в отношении которой может быть применен имущественный вычет, увеличен с 125 000 до 250 000 руб. (подп. 1 п. 1).

Имущественный вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов представляется также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них (подп. 2 п. 1).

При приобретении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.

Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

  Установлено, что в фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут также включаться расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 202 НК РФ, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов:

— по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

— по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них

 
Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 220.1) Установлен новый вид налоговых вычетов.

Правила его получения прописаны в новой ст. 220.1 НК РФ.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

Перенос на будущие периоды убытков от таких операций осуществляется в соответствии с п. 15 ст. 214.1 НК РФ (п. 1).

Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от указанных операций предоставляются:

1) в размере сумм убытков, фактически полученных налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в предыдущих налоговых периодах в пределах размера налоговой базы по таким операциям;

2) в размере сумм убытков, фактически полученных налогоплательщиком от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, в предыдущих налоговых периодах в пределах размера налоговой базы по таким операциям (п. 2).

Пункт 3 данной статьи устанавливает порядок определения размера указанных вычетов.

Согласно п. 4, чтобы получить вычет, необходимо представить документы, подтверждающие объем понесенного убытка.

Вычет предоставляется на основании письменного заявления налого-плательщика при представлении им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода (п. 5)

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами (ст. 226) Правила удержания налоговыми агентами начисленной суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщика, перечисленные в п. 4 ст. 226 НК РФ, не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 212 НК РФ (п. 4) Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

  При невозможности удержать сумму налога с полученных клиентами доходов в виде материальной выгоды указанные налоговые агенты обязаны в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором клиентами получены данные доходы, сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности (п. 5)  
Обеспечение соблюдения положений главы о НДФЛ (ст. 230) Налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, обязаны ежегодно (не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода) представлять в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах этого налогового периода, полученных клиентами в виде материальной выгоды, и суммах неудержанных налогов (п. 2) Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

ЕСН
Глава 24 Утратила силу. В связи с этим из всех глав второй части Налогового кодекса исключено упоминание о ЕСН Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Налог на прибыль организаций
Внереализационные доходы (ст. 250) Не признается внереализационными доходами положительная курсовая разница, возникающая от переоценки выданных и полученных авансов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ (п. 11) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Материальные расходы (ст. 254) Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, будет определяться не как сумма налога, а как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ (п. 2) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Расходы на оплату труда (ст. 255) К расходам на оплату труда не относится доплата до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленная законодательством РФ (п. 15 — искл.).

Установлено, что расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда (п. 16)

Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп) (ст. 258) Капитальные вложения, произведенные арендатором (организацией-ссудополучателем) с согласия арендодателя (организации-ссудодателя), стоимость которых не возмещается арендодателем (организацией-ссудодателем), амортизируются арендатором (организацией-ссудополучателем) в течение срока действия договора аренды (договора безвозмездного пользования) исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого как в целом по арендованным (полученным) объектам основных средств, так и отдельно по капитальным вложениям в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ (п. 1) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Методы и порядок расчета сумм амортизации (ст. 259) Установлен перечень условий, которым должны соответствовать организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, чтобы воспользоваться правом не амортизировать электронно-вычислительную технику, а учитывать ее в материальных расходах. Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

  Указанные организации должны выполнять следующие условия:

— иметь документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;

— среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период не менее 50 человек;

— доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%.

При определении доли доходов от покупателей — иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория РФ.

Также в статье разъяснено, как подтвердить, что доход получен именно от покупателей — иностранных лиц

 
Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации (ст. 259.3) Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность (в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ), или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (подп. 4 п. 1) Федеральный закон

от 23.11.2009 № 261-ФЗ (вступит в силу с 27 декабря)

Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263) Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование также включают страховые взносы по добровольному страхованию имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами (подп. 9.1 п. 1) Федеральный закон

от 19.07.2009 № 202-ФЗ

Внереализационные расходы (ст. 265) Не признается внереализационными расходами отрицательная курсовая разница, возникающая от переоценки выданных и полученных авансов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ (п. 11) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав (ст. 268) При реализации излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость этих материально-производственных запасов и имущества, указанную в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (подп. 2 п. 1) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Порядок признания доходов при методе начисления (ст. 271) Датой реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг также признается дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований. Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

  Определено, какие требования признаются однородными и какие документы подтвердят осуществление зачета встречных однородных требований (п. 3)

По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода (п. 6)

 
Порядок признания расходов при методе начисления (ст. 272) По расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается в том числе дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований (подп. 7 п. 7).

По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода (п. 8)

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (ст. 275) Уточнено значение показателя «д» для расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов. «д» — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей, а не только налогоплательщиков-получателей (п. 2).

При получении доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель доверительного управления (выгодоприобретатель). Если доверительным управляющим является российская организация, а учредителем доверительного управления (выгодоприобретателем) иностранное лицо, доверительный управляющий признается налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом не был удержан налог или налог был удержан в сумме меньшей, чем сумма налога, исчисленная с доходов в виде дивидендов для указанной иностранной организации (п. 2.1)

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280) Ценные бумаги также признаются реализованными (приобретенными) в случае прекращения обязательств налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе в случае прекращения таких обязательств при осуществлении клиринга (п. 2).

Уточнено одно из условий признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Ценные бумаги признаются таковыми, если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это преду-смотрено применимым законодательством.

Если невозможно однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг. Выбор нужно отразить в учетной политике (подп. 3 п. 3).

В пункте 4 данной статьи уточнено понятие рыночной котировки ценной бумаги.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплатель-

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

  щик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев (а не 12, как было предусмотрено в прежней редакции) (п. 5).

Также п. 5 дополнен абзацем, устанавливающим, что по операциям с инвестиционными паями открытых паевых инвестиционных фондов, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если она соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах (п. 5).

Уточнен порядок определения фактической цены сделки по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено настоящим пунктом.

Предельное отклонение цен устанавливается в размере 20% в сторону повышения или понижения от расчетной цены.

При реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, по цене выше (или ниже) предела, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России.

Обратите внимание:данный абзац начнет действовать с 2011 г. В 2010 г. расчетную цену налогоплательщик может определять самостоятельно (закрепив его в учетной политике) или с привлечением независимого оценщика.

В статье также установлены особенности определения налоговой базы по операциям с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов (п. 6).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик не вправе списывать на расходы стоимость выбывших ценных бумаг по методу ЛИФО (п. 9)

 
Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами (ст. 282) Расширены и уточнены правила определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами (п. 1 и 2).

Установлено, что расходы, связанные с заключением и исполнением операций РЕПО, относятся к внереализационным расходам и учитываются в соответствии со ст. 265, 272 и 273 НК РФ (п. 5).

Процедура урегулирования взаимных требований при ненадлежащем исполнении второй части РЕПО должна предусматривать обязанность сторон завершить взаиморасчеты по договору репо в течение 30 календарных дней с даты исполнения второй части РЕПО.

(п. 6). Данный пункт дополнен абзацами, разъясняющими условия и порядок осуществления указанной процедуры.

Если в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО у покупателя по первой части РЕПО возникает обязанность передать продавцу по первой части РЕПО выплаты (купонная выплата, частич-

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

  ное погашение номинальной стоимости ценных бумаг) по ценным бумагам, являющимся объектом операции РЕПО, и если договором репо предусмотрено уменьшение на суммы соответствующих выплат обязательств продавца по первой части РЕПО по уплате денежных средств при последующем приобретении ценных бумаг по второй части РЕПО (цены реализации (приобретения) по второй части РЕПО) вместо осуществления таких выплат, суммы, подлежащие выплате, включаются в цену реализации (приобретения) по второй части РЕПО при расчете доходов (расходов) в порядке, определенном п. 3 и 4 настоящей статьи.

В случае когда в соответствии с договором репо такие выплаты не учитываются при определении обязательств по второй части РЕПО, суммы таких выплат не включаются в цену реализации (приобретения) по второй части РЕПО при расчете доходов (расходов), определяемых в соответствии с п. 3 и 4 настоящей статьи (п. 7).

Если договором репо предусмотрено осуществление в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО расчетов (перечисление денежных средств и (или) передача ценных бумаг) между участниками операции РЕПО в случае изменения цены ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, или в иных случаях, предусмотренных указанным договором, и этим договором предусмотрено при осуществлении расчетов уменьшение обязательств продавца по первой части РЕПО по уплате денежных средств на суммы перечислений при последующем приобретении ценных бумаг по второй части РЕПО, суммы таких перечислений включаются в цену реализации (приобретения) по второй части РЕПО при расчете доходов (расходов), определяемых в соответствии с п. 3 и 4 настоящей статьи.

Если такое получение (передача) денежных средств и (или) ценных бумаг не учитывается при определении обязательств по второй части РЕПО, суммы таких перечислений не включаются в цену реализации (приобретения) по второй части РЕПО при расчете доходов (расходов), определяемых в соответствии с п. 3 и 4 настоящей статьи (п. 8 ).

Уточнено, что следует понимать под открытием короткой позиции по ценной бумаге. Приведен перечень операций, которые не являются открытием короткой позиции. Разъяснен порядок закрытия короткой позиции. Также прописаны правила учета доходов (расходов) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции (п. 9).

Пункт 10, где описывались правила определения налоговой базы по операции, связанной с открытием короткой позиции, исключен

 
Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами (ст. 282.1) В новой статье 282.1 установлен специальный порядок налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения доходов клиринговых организаций (ст. 299.1) К доходам клиринговых организаций относятся доходы, предусмотренные ст. 249 и 250 НК РФ.

В пункте 2 данной статьи перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы клиринговых организаций

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения К расходам клиринговых организаций относятся расходы, предусмотренные ст. 254—269 НК РФ. Федеральный закон
расходов клиринговых организаций (ст. 299.2) В пункте 2 данной статьи приведен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы клиринговых организаций от 25.11.2009 № 281-ФЗ
Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (ст. 300) Уточняется, что резервы создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков).

Для ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, цена приобретения пересчитывается в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на дату приобретения ценной бумаги, а их рыночная котировка — по официальному курсу ЦБ РФ на дату создания (корректировки) резерва.

Для ценных бумаг, условиями выпуска которых предусмотрено частичное погашение их номинальной стоимости, при формировании (корректировке) резерва по состоянию на конец отчетного (налогового) периода цена приобретения корректируется с учетом доли частичного погашения номинальной стоимости ценной бумаги.

Налогоплательщик, являющийся продавцом по первой части РЕПО или заимодавцем по операции займа ценными бумагами, не вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, переданным по операции РЕПО (договору займа).

Налогоплательщик, являющийся покупателем по первой части РЕПО или заемщиком по операции займа ценными бумагами, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, полученным по операции РЕПО (договору займа)

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Срочные сделки. Особенности налогообложения (ст. 301) Изменено определение финансового инструмента срочной сделки. Им признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Также в данном пункте указаны договоры, которые не соответствуют понятию финансового инструмента срочной сделки (п. 1).

Уточнено, что обязательства по операции с финансовыми инструментами срочных сделок без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств (п. 2).

Установлено, что сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве финансового инструмента срочных сделок при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего дня после дня ее заключения.

Сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой не предусматривают поставки базисного актива, может быть квалифицирована только как финансовый инструмент срочных сделок (п. 3.1).

Установлено, что финансовые инструменты срочных сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива или заключение иного финансового инструмента срочных сделок, условия которого предусматривают поставку базисного актива, признаются поставочными срочными сделками, а финансовые инструменты срочных сделок,

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

  условия которых не предусматривают поставки базисного актива или заключения иного финансового инструмента срочных сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива, расчетными срочными сделками.

Сделки, квалифицированные как поставочные срочные сделки, а так- же как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, в целях настоящей главы не подлежат переквалификации в расчетные срочные сделки в случае прекращения обязательств способами, отличными от надлежащего исполнения (п. 3.2).

Под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая как организатором торговли, так и клиринговой организацией и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли и клиринговыми организациями правилами (п. 4).

Уточнено, что следует понимать под операциями хеджирования в целях налога на прибыль.

Приведен перечень объектов, которые признаются объектами хеджирования.

Чтобы подтвердить обоснованность отнесения операции к операции хеджирования, налогоплательщик должен составить справку, подтверждающую, что совершение данной операции позволяет уменьшить неблагоприятные последствия, связанные с изменением цены (в том числе рыночной котировки, курса) или иного показателя объекта хеджирования.

Установлено, что в целях хеджирования допускается заключение более одного финансового инструмента срочной сделки разных видов, включая заключение нескольких финансовых инструментов срочных сделок в рамках одной операции хеджирования в течение срока хеджирования (п. 5)

 
Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (ст. 303) При признании доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, учитываются суммы денежных средств, причитающиеся к получению (подлежащие уплате) в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с финансовым инструментом срочной сделки при ее исполнении (окончании) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304) Установлено, что при осуществлении операции хеджирования доходы (расходы) учитываются при определении налоговой базы, при расчете которой в соответствии со ст. 274 НК РФ учитываются доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования.

Уточнено, что банки вправе учесть убытки, полученные по операциям с поставочными срочными сделками, которые не обращаются на организованном рынке и базисным активом которых выступает иностранная валюта.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, включая банки, вправе учесть убытки, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (п. 5).

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

  Установлено, что полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-контракта учитываются при опреде-лении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (п. 7)  
Особенности оценки для целей налого-обложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 305) Уточняется, что в отсутствие у организатора торговли информации об интервале цен на дату заключения соответствующей сделки для указанных целей используются данные организатора торговли об интервале цен на дату ближайших торгов, состоявшихся в течение последних трех месяцев (п. 1).

Установлено, что фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения рыночной ценой, только если она отличается не более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения срочной сделки.

Порядок определения расчетной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России.

Если фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, отличается более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20% (п. 2).

Обратите внимание:данный пункт начнет действовать с 2011 г. В 2010 г. расчетную стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налогоплательщик может определять самостоятельно (отразив порядок ее определения в учетной политике) или с привлечением оценщика

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию (ст. 318) К прямым расходам могут быть отнесены расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (п. 1) Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1) В специальном расчете (смете) отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков работников исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов (п. 1).

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму вышеперечисленных страховых взносов на обязательное страхование, по которым ранее не создавался указанный резерв (п. 3).

Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

  Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений указанных страховых взносов на обязательное страхование (п. 4)  
Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления (ст. 326) Уточнено следующее.

Аналитический учет требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок следует вести по каждому виду финансовых инструментов срочных сделок раздельно: по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, а также по операциям, совершенным в целях хеджирования.

Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы требований (обязательств) налогоплательщика к контрагентам в соответствии с условиями заключенных договоров:

• по поставочным срочным сделкам;

• по расчетным срочным сделкам.

В статье также уточнен порядок учета доходов и расходов, связанных с вышеперечисленными финансовыми инструментами срочных сделок

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО (ст. 333) Статья 333 распространяется на все операции РЕПО, а не только с ценными бумагами.

В статью внесены поправки с учетом этого изменения

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Единый сельскохозяйственный налог
Порядок определения и признания доходов и расходов (ст. 346.5) При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний (подп. 7 п. 2) Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Налогоплательщики получат право уменьшать полученные доходы на расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2). Потери от падежа и вынужденного убоя птицы и животных, понесенные в результате таких ситуаций, учитываются в полном объеме (подп. 42 п. 2) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 275-ФЗ

Определение налоговой базы при переходе на уплату ЕСХН (ст. 346.6) Затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, фактически оплаченные до перехода на уплату ЕСХН и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, при переходе на уплату ЕСХН включаются в налоговую базу на дату такого перехода (подп. 7 п. 6) Федеральный закон

от 25.11.2009 № 275-ФЗ

Упрощенная система налогообложения
Порядок и условия начала и прекращения применения С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. предельный размер дохода налогоплательщика, определяемый в соответствии со ст. 346.15 и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, по итогам отчетного (налогового) периода не должен превышать 60 млн руб. В противном случае такой налогоплательщик Федеральный закон

от 19.07.2009 № 204-ФЗ

упрощенной системы налогообложения (ст. 346.13) считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение. Данный размер предельного дохода не подлежит индексации (п. 4.1 НК РФ)  
Порядок определения расходов (ст. 346.16) При определении объекта налогообложения «упрощенец» с объектом «доходы минус расходы» уменьшает полученные доходы на расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (подп. 7 п. 1) Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Порядок исчисления и уплаты налога (ст. 346.21) Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, «упрощенцы» с объектом «доходы» уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 3) Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Упрощенная система налогообложения на основе патента
Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента (ст. 346.25.1) Если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет УСН на основе патента, его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в указанном году патентов он признается утратившим право на применение спецрежима (п. 2.2) Федеральный закон

от 19.07.2009 № 201-ФЗ

Данная статья дополнена пунктом 7.1. Он практически полностью повторяет п. 7, в котором установлен порядок определения потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода.Единственное исключение — в п. 7.1 нет положения о том, что размер потенциально возможного дохода подлежит индексации. Пункт 7.1 действует с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. Федеральный закон

от 19.07.2009 № 204-ФЗ

При оплате оставшейся части стоимости патента оставшаяся часть подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10) Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

Единый налог на вмененный доход
Порядок и сроки уплаты единого налога (ст. 346.32) Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профес-

сиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым

Федеральный закон

от 24.07.2009 № 213-ФЗ

  в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности  
Налог на имущество организаций
Налогоплательщики (ст. 373) Плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Следовательно, организации, которые не имеют на балансе основных средств, больше не обязаны представлять налоговые декларации (п. 1) Федеральный закон

от 30.10.2009 № 242-ФЗ

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ст. 385.2) Установлен специальный порядок исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения Федеральный закон

от 28.11.2009 № 284-ФЗ

Налоговая декларация (ст. 386) Налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по налогу в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, представляются в налоговые органы по месту нахождения такого имущества (п. 1) Федеральный закон

от 28.11.2009 № 284-ФЗ

Транспортный налог
Налоговые ставки (ст. 361) Субъекты Российской Федерации получили право увеличивать (уменьшать) ставки транспортного налога не более чем в десять раз (п. 2).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3)

Федеральный закон

от 28.11.2009 № 282-ФЗ

Налоговая декларация (ст. 363.1) Уточнен порядок направления налоговыми органами уведомлений на уплату налога физическими лицами. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ (п. 3)

Федеральный закон

от 28.11.2009 № 283-ФЗ

Земельный налог
Налогоплательщики (ст. 388) Уточняется, что плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, только если они признаются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1) Федеральный закон

от 28.11.2009 № 283-ФЗ

Порядок определения налоговой базы (ст. 391) Установлено, что в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (п. 1).

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости, а не земельного кадастра (п. 3)

Федеральный закон

от 28.11.2009 № 283-ФЗ

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (ст. 397) Уточнен порядок направления налоговыми органами уведомлений на уплату налога физическими лицами. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ (п. 4)

Федеральный закон

от 28.11.2009 № 283-ФЗ

Налоговая декларация (ст. 398) Организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых, а также предназначенных для использования в предпринимательской деятельности (п. 1 и 2) Федеральный закон

от 28.11.2009 № 283-ФЗ

  • Расчеты наличными деньгами в 2012 году
    В соответствии с положениями ст.861 Гражданского кодекса, расчеты между: - Организациями, - Организациями и ИП, - ИП и ИП, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.
  • Как без проблем отчитаться за I квартал по новой форме-4 ФСС
    Недавно Минздравсоцразвития утвердило новую форму-4 ФСС. Отчитываться на новом бланке теперь нужно в обязательном порядке. И чтобы у вас не возникло сложностей, мы подготовили подробную статью, которая поможет правильно заполнить и сдать новую форму
  • Форма 4 «Отчет о движении денежных средств» новый порядок заполнения (ПБУ 23/2011)
    В 2011 году Приказом Минфина от 02.02.2011г. №11н было утверждено положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011). Его введение обусловлено попыткой приблизить стандарты российского бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
  • Семь запутанных ситуаций с учетом расходов на модернизацию
    Чем поможет эта статья: Вы узнаете, как безопасно списывать расходы на модернизацию при расчете налога на прибыль. От чего убережет: От ошибок в налоговой амортизации объектов, которые модернизировали. И соответственно, от разногласий с ИФНС.
  • Спорные вопросы налога на имущество
    Президиум ВАС РФ выпустил информационное письмо, где обобщил позицию судов по решению отдельных вопросов, касающихся исчисления и уплаты налога на имущество организаций. В комментарии мы рассмотрим те из них, что наиболее актуальны для широкого круга плательщиков этого налога. (ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ от 17.11.11 № 148)