МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации", МСФО 39 "Финансовые инструменты. Порядок учета и оценки финансовых инструментов"

Финансовый инструмент - это любой договор, при котором одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой.

МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации" регламентирует раскрытие информации о финансовых инструментах, МСФО 39 "Финансовые инструменты. Порядок учета и оценки финансовых инструментов" регулирует порядок признания, списания, оценки финансовых инструментов и вопросы учета хеджирования.

Российские правила учета финансовых инструментов сильно отличаются от требований МСФО 32 и МСФО 32. Частично вопросы учета финансовых вложений освещает ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", в котором рассматриваются только некоторые из финансовых активов.

Финансовые инструменты представляют собой финансовые активы и финансовые обязательства, определение которых представлено таблице:

Финансовый актив Финансовое обязательство
это любой актив, который представляет собой:
  1. денежные средства
  2. долевой инструмент другой организации;
  3. договорное право:
    • на получение денежных средств или иных финансовых активов, либо
    • на обмен финансовых активов (обязательств) с другой организацией на потенциально выгодных условиях;

       

  4. контракт, расчет по которому будет (может быть) произведен собственными долевыми инструментами и который представляет собой:
    • непроизводный инструмент, по которому организация получит или может быть обязана получить переменное количество собственных долевых инструментов; либо

       

    • производный инструмент, расчет по которому будет или может быть произведен способом, отличным от обмена на фиксированную сумму денежных средств или на иной финансовый актив за фиксированное количество собственных долевых инструментов.
любое обязательство, которое представляет собой:
  1. обязанность по договору:
    • передать другой организации денежные средства или иные финансовые активы; или
    • обменяться финансовыми активами или финансовыми обязательствами на потенциально невыгодных условиях;

       

  2. контракт, расчет по которому будет или может быть произведен собственными долевыми инструментами организации и представляет собой:
    • непроизводный инструмент, по которому организация поставляет или может быть обязана поставить переменное количество собственных долевых инструментов компании; либо

       

    • производный инструмент, расчет по которому будет или может быть произведен способом, отличным от обмена фиксированного количества собственных долевых инструментов компании на фиксированную сумму денежных средств или на иной финансовый актив.

В соответствии с МСФО 39 организация должна признавать финансовый актив или обязательство в бухгалтерском балансе только в том случае, когда она становится стороной контракта, обязанной по инструменту.

Финансовые активы и обязательства первоначально оцениваются по справедливой стоимости. Затраты по сделке включаются в первоначальную балансовую стоимость финансовых активов и обязательств, кроме случаев, когда они учитываются по справедливой стоимости с отнесением ее изменения на счет прибыли и убытков.

Последующая оценка зависит от вида финансового инструмента, классификация которых представлена в Таблице:

Финансовый инструмент Оценка
1. Торговые активы и обязательства

(долговые и долевые ценные бумаги, займы и дебиторская задолженность, приобретенные с намерением извлечения прибыли в краткосрочной перспективе)

по справедливой стоимости с отнесением ее изменения на прибыли
2. Займы и дебиторская задолженность

(непроизводные финансовые активы с фиксированными или определяемыми выплатами, не котирующиеся на активном рынке)

по амортизируемой стоимости
3. Ценные бумаги, удерживаемые до погашения

(финансовые активы с фиксированными или определяемыми выплатами и с фиксированным сроком погашения, В данную категорию не включаются предоставленные займы)

по амортизируемой стоимости
4. Финансовые активы, имеющиеся для продажи

(все долевые ценные бумаги, помимо тех, которые классифицируются как учитываемые по справедливой стоимости)

по справедливой стоимости, прибыль и убытки от переоценки относятся на капитал

Прекращение признания представляет собой списание финансового инструмента с бухгалтерского баланса.

Организация обязана прекратить признание финансового актива или части финансового актива, когда она утрачивает контроль над правами по контракту (когда указанные права реализуются, прекращается их действие или организация отказывается от своих прав или передает их третьей стороне). При прекращении признания финансового актива разница между балансовой стоимостью и полученной компенсацией включается в отчет о прибылях и убытках.

Финансовое обязательство (торговое или иное) списывается с баланса, когда оно ликвидировано, т.е. погашено, аннулировано или прекращено. Условие прекращения признания выполняется, когда расчет по обязательству осуществляется путем выплаты кредитору или когда дебитор освобождается от первичных обязанностей по выполнению обязательства либо в результате действия закона, либо кредитором.

Российские правила учета финансовых инструментов существенно отличаются от предписаний МСФО 32 и 39, поэтому при работе с финансовыми иструментами следет рассматривать каждый финансовый инструмент в отдельности.

  • Внедрение МСФО в российскую систему бухгалтерского учета
    Рассмотрено действующее в Российской Федерации законодательство, регламентирующее применение Международных Стандартов Финансовой Отчетности на территории государства. Проведен анализ действующего законодательства, позволяющий оценить в сравнительной форме обязательства организаций по применению Российской Системы Бухгалтерского Учета и Бухгалтерской Отчетности и Международных Стандартов Финансовой Отчетности.
  • Заключение по результатам экспертизы применимости Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации
    Нами, некоммерческой организацией Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (далее - Фонд НСФО), определенной экспертным органов в соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. №107 (далее - Положение), проведена экспертиза применимости Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов" на территории Российской Федерации (далее - экспертиза).
  • Изложение результатов обсуждения практических вопросов применения МСФО в Российской Федерации на заседании круглого стола, состоявшемся 23 ноября 2011 года и организованным Фондом «Национальный совет по финансовой отчетности» совместно с аудиторско-консу
    Успех внедрения требования о составлении консолидированной отчетности по МСФО российскими организациями в соответствии с Законом 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» во многом зависит от эффективности совместных действий регулирующих органов, профессионального и бизнес-сообщества. В связи с этим наличие в первые годы внедрения МСФО постоянно действующего профессионального форума с участием представителей регуляторов, профессиональных и деловых кругов представляется одной из важных инициатив, которые были выработаны в ходе обсуждения на заседании 23 ноября.
  • Новые стандарты для формирования консолидированной отчетности
    Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) в 2011 году выпустил новые стандарты: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашения о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях». Одновременно с этим были внесены изменения в уже существующие МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании». Какие изменения в деятельности компаний вызовет их применение?
  • На территории РФ признаны 37 МСФО
    Регистрацию в Минюсте прошёл Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности на территории РФ».