Женщина - Финансовый директор: редкий видФонд НСФО: Концептуальные положения к подготовке законопроекта «О бухгалтерском учете»Сравнительный анализ подготовки финансовой отчетности по стандартам МСФО и ГААП СШАОсновные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации«Премиальное» налогообложениеНалоговое планирование. Маркетинг без проблем
Три совета от специалиста Минфина России
Подготовка отчета о движении денежных средств прямым методом: практика применения МСФО 7Контрольный список финансового директора
Автор: Стивен Брэгг (Steven Bragg), финансовый консультант компании Ernst & Young финансовый директор четырех компаний, доктор экономики Университета штата Мэйн. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского
Финансисты укрупняются и идут в регионы
От четкости работы этих организаций зависит финансовое здоровье нашей страны, ее коммерческих, государственных структур, граждан
Решение налоговых конфликтов и споров: опыт Германии
Я бы не обижал российские компанииИскопаемые льготы: Почему власть защищает "бедных" нефтяников и тайных миллионеровКто сильнее в МСФО?На второй волне
Йорг Бонгартц: Россия может рассчитывать на немецкий капитал при модернизации
Новых волн кризиса не будет
Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев смотрит в будущее с рациональным оптимизмом

Отчетность банков по МСФО – новые требования

Т. В. Гвелесиани
Журнал "Штат"
При составлении отчетности за 2008 г. банки руководствовались Методиче­скими рекомендациями «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности», изложенными в Письме Банка России от 16 февраля 2009 г. № 24-Т, которые содержат требования МСФО по состоянию на 1 января 2008 г.

Ежегодно Банк Росси готовит новые Методические рекомендации, однако они не содержат пояснений по возможному досрочному применению новых стандартов и интерпретаций, а также изменений, внесенных в действующие стандарты.

Уставный капитал банков, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью

В феврале 2008 г. Совет по МСФО (далее – СМСФО) опубликовал поправки к стандартам, которые позволяют банкам, созданным в форме обществ с ограни­ченной ответственностью, показывать в отчетности капитал, т. е. существенно улучшить финансовые показатели и коэффициентный анализ. Данные поправки ни один банк не применил досрочно.

Учитывая требования КИМФО (IFRIC) 2 «Долевое участие в кооперативах и подобные финансовые инструменты» (Members’ Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments), уставные и добавочные капиталы, накопленная нереализо­ванная прибыль и иные статьи капитала ООО, зарегистрированных по россий­скому законодательству, ранее обычно классифицировались в отчетности по МСФО как долговые обязательства. Такие банки не имели раздела «Капитал» в балансе, а только подраздел «Чистые активы, приходящиеся на собственников» в разделе «Долгосрочные обязательства».

Это требование установлено документом правового регулирования данных организаций. Так, согласно ст. 26 Закона «Об обществах с ограниченной ответ­ственностью»1 участник общества вправе в любое время выйти из него незави­симо от согласия других его участников или общества. Общество обязано выпла­тить участнику, подавшему заявление о выходе из него, действительную стоимость его доли или выдать ему имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в котором подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен его уставом.

Согласно требованиям МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представ­ление информации» и КИМФО 2 данные организации не имеют права препят­ствовать погашению обязательства, поэтому они не могут показывать в отчетности капитал и должны признать обязательства перед участниками в размере чистых активов.

Данная трактовка не позволяла российским банкам отражать в отчетности по МСФО капитал, кроме консолидируемых групп, где материнская компания, созданная в форме ООО, являлась резидентом других стран, в законодательстве которых, вероятно, отсутствует норма о возможности беспрепятственного выхода.

В феврале 2008 г. СМСФО опубликовал изменения, внесенные в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО 32 и касающиеся финансовых инструментов, сходных по характеристикам с обыкновенными акциями и учиты­вающихся в составе финансовых обязательств. Данные изменения обязательны к применению с отчетных периодов, которые начинаются с 1 января 2009 г. Правила их досрочного применения аналогичны любому досрочному применению МСФО, т. е. с раскрытием этого факта и дополнительной информации в примечаниях к финансовой отчетности.

В Методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» изложен действовавший до 1 января 2009 г. порядок отражения капитала ООО. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Правила отражения капитала банка, созданного в форме ООО

Наименование раздела Методических рекомендаций
Параграф IAS МСФО 39
4.28. Обязательства перед участниками банка, созданного в форме общества с ограниченной

ответственностью2

Классификация финансового инструмента в балансе группы определяется его

содержанием, а не юридической формой.

Финансовый инструмент, дающий право держателю вернуть его банку-эмитен-

ту в обмен на денежные средства или иной финансовый актив, является финан-

совым обязательством.

Группа классифицирует финансовые обязательства, представляющие собой

доли участников банка, созданного в форме общества с ограниченной ответ-

ственностью, как финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой

стоимости с отражением результата переоценки в отчете о прибылях и убытках.

Группа определяет справедливую стоимость таких финансовых обязательств по

балансовой стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью.

Отражение в финансовой отчетности по МСФО обязательств перед участни­ками соответствующих ООО в размере чистых активов не может в полной мере раскрыть суть и характер данных финансовых инструментов. Взносы в уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью по своей сути соответствуют взносам в капиталы любых иных обществ, за исключением упрощенных процедур выхода из общества.

Внесенные СМСФО изменения не оказывают влияния на соблюдение всех установленных в МСФО 32 требований, необходимых для классификации данных инструментов как долевых, т. е. в составе капитала.

Требования к получению участниками части чистых активов изложены в п. 16(а) МСФО 32. К ним относятся следующие:

  • владение долевым инструментом дает держателю право на получение пропорциональной доли в чистых активах в случае ликвидации ООО;
  • инструмент относится к классу инструментов, являющихся наименее прио­ритетными над другими требованиями в отношении активов, исходя из установ­ленной законодательством очередности исполнения требований кредиторов, тогда как требования всех участников равны и определяются только долей участ­ника;
  • требования участников общества обладают одинаковыми свойствами, не имеют больше никаких характеристик (кроме того, что участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества с выплатой ему его доли), которые удовлетворяли бы критериям классификации в качестве финансового обязательства;
  • ожидаемые денежные потоки по рассматриваемым инструментам опреде­ляются главным образом прибылью или убытком, изменением стоимости чистых активов или изменением справедливой стоимости признанных и непризнанных чистых активов общества на протяжении срока действия инструмента (не включая какие-либо воздействия со стороны самого инструмента);
  • обществом не выпущено каких-либо иных инструментов со сроками, анало­гичными срокам долей в обществах, которые существенно ограничивали или устанавливали бы фиксированные возмещения остаточного дохода держателей инструментов.

Эти критерии выполняются для большинства российских ООО, тем более для банков, поскольку ЦБ РФ устанавливает требования по величине уставного капитала. В связи с этим мы считаем, что банкам целесообразно воспользоваться изменениями в МСФО 1 и МСФО 32 и классифицировать чистые активы обществ в качестве капитала, а не обязательств в отчетности за 2009 г.


1. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответствен­ностью».

2. Письмо ЦБ РФ от 16 февраля 2009 г. № 24-Т «О методических рекомендациях “О порядке состав­ления и представления кредитными организациями финансовой отчетности“». С. 52.

 

Полная версия статьи Отчетность банков по МСФО – новые требования

  • Внедрение МСФО в российскую систему бухгалтерского учета
    Рассмотрено действующее в Российской Федерации законодательство, регламентирующее применение Международных Стандартов Финансовой Отчетности на территории государства. Проведен анализ действующего законодательства, позволяющий оценить в сравнительной форме обязательства организаций по применению Российской Системы Бухгалтерского Учета и Бухгалтерской Отчетности и Международных Стандартов Финансовой Отчетности.
  • Заключение по результатам экспертизы применимости Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации
    Нами, некоммерческой организацией Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (далее - Фонд НСФО), определенной экспертным органов в соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. №107 (далее - Положение), проведена экспертиза применимости Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов" на территории Российской Федерации (далее - экспертиза).
  • Изложение результатов обсуждения практических вопросов применения МСФО в Российской Федерации на заседании круглого стола, состоявшемся 23 ноября 2011 года и организованным Фондом «Национальный совет по финансовой отчетности» совместно с аудиторско-консу
    Успех внедрения требования о составлении консолидированной отчетности по МСФО российскими организациями в соответствии с Законом 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» во многом зависит от эффективности совместных действий регулирующих органов, профессионального и бизнес-сообщества. В связи с этим наличие в первые годы внедрения МСФО постоянно действующего профессионального форума с участием представителей регуляторов, профессиональных и деловых кругов представляется одной из важных инициатив, которые были выработаны в ходе обсуждения на заседании 23 ноября.
  • Новые стандарты для формирования консолидированной отчетности
    Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) в 2011 году выпустил новые стандарты: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашения о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях». Одновременно с этим были внесены изменения в уже существующие МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании». Какие изменения в деятельности компаний вызовет их применение?
  • На территории РФ признаны 37 МСФО
    Регистрацию в Минюсте прошёл Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности на территории РФ».