Раскрытие информации как фактор повышения привлекательности компании для зарубежного инвестора и кредитора

Олег Королев, кандидат экономических наук, доцент, представитель AB.LV в Москве
РАДА
С увеличением в России количества компаний, вышедших на биржу и планирующих публичное размещение своих акций (IPO, Initial Public Offering), отношение российских участников рынка к этому процессу меняется, поскольку эффект новизны IPO как инструмента постепенно проходит. Так, российские и зарубежные инвесторы, будучи готовыми к расширению своего участия в сделках по приобретению новых активов на российском фондовом рынке, одновременно демонстрируют все большую разборчивость при выборе направлений вложений своих средств. В свою очередь, эмитентами выход на IPO стал рассматриваться не как самоцель, а, прежде всего, как одна из хороших возможностей обеспечения развития бизнеса путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Как показали результаты первичных размещений предыдущего года, далеко не все из продекларировавших намерение выхода на биржу российских компаний разместили свои акции на рынке. Причин этого явления несколько, но одной из них по-прежнему является неготовность ряда российских компаний к публичному раскрытию информации о себе, и, в частности, к предоставлению прозрачной для инвестора отчетности.

Следует отметить, что те российские организации, которые пока и не планируют выходить на IPO, но готовы к раскрытию информации о своих целях, задачах и намерениях, имеют эффективную систему корпоративного управления и представляют отчетность по приемлемым для международного рынка стандартам, содержащую, в частности, данные о холдинговых структурах и реальных владельцах бизнеса, вполне могут рассчитывать на приток инвестиций, а также на привлечение дополнительных кредитных ресурсов как от российских банков, так и от зарубежных.

Однако в текущий момент значительная часть российских предприятий испытывает определенные трудности с подготовкой отчетности по МСФО. И, пожалуй, самой серьезной проблемой является необходимость раскрывать большой объем детализированной информации о деятельности предприятия, а также применять в оценках составителей отчетности их профессиональное суждение, сказывающееся на достоверности отражения финансовых результатов и финансового положения организации.

Сложившаяся ситуация требует кардинального пересмотра российскими компаниями отношения к бухгалтерскому учету как к функции управления и роли бухгалтера в ее реализации, а именно: необходимо переосмысление роли бухгалтера в управленческом процессе и переход от восприятия финансового специалиста как счетного работника, фиксирующего в виде проводок хозяйственные операции на основе первичных документов согласно унифицированному плану счетов и перечню корреспонденции, к осознанию того, что бухгалтер является, в первую очередь, экономистом, владеющим методологией учета и правом выбора методологических приемов, участвующим в управлении организацией путем достоверного и добросовестного представления имущественного положения и финансовых результатов деятельности на основе собственного профессионального суждения. Те российские компании, которые подходят к ведению бухгалтерского учета с позиций достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни, базирующегося на профессиональном суждении, вполне могут найти общий язык как с иностранным инвестором, так и с зарубежным финансовым институтом, имеющим практику международного финансирования.

Так, для оценки российских заемщиков АО «Айзкрауклес банка» используются не только данные бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий, ориентированной на внешних пользователей, но и данные систем управленческого учета и анализа, основанных на принципах международных стандартов и ориентированных на внутренних пользователей. Анализ таких данных позволяет банку оценить реальную потребность клиента в финансировании, использовать гибкие подходы к определению наиболее приемлемых для заемщика процентных ставок и выработать адекватное суждение об уровне кредитного риска.

Финансовый директор (июнь 2007, №6)
  • Внедрение МСФО в российскую систему бухгалтерского учета
    Рассмотрено действующее в Российской Федерации законодательство, регламентирующее применение Международных Стандартов Финансовой Отчетности на территории государства. Проведен анализ действующего законодательства, позволяющий оценить в сравнительной форме обязательства организаций по применению Российской Системы Бухгалтерского Учета и Бухгалтерской Отчетности и Международных Стандартов Финансовой Отчетности.
  • Заключение по результатам экспертизы применимости Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации
    Нами, некоммерческой организацией Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (далее - Фонд НСФО), определенной экспертным органов в соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. №107 (далее - Положение), проведена экспертиза применимости Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов" на территории Российской Федерации (далее - экспертиза).
  • Изложение результатов обсуждения практических вопросов применения МСФО в Российской Федерации на заседании круглого стола, состоявшемся 23 ноября 2011 года и организованным Фондом «Национальный совет по финансовой отчетности» совместно с аудиторско-консу
    Успех внедрения требования о составлении консолидированной отчетности по МСФО российскими организациями в соответствии с Законом 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» во многом зависит от эффективности совместных действий регулирующих органов, профессионального и бизнес-сообщества. В связи с этим наличие в первые годы внедрения МСФО постоянно действующего профессионального форума с участием представителей регуляторов, профессиональных и деловых кругов представляется одной из важных инициатив, которые были выработаны в ходе обсуждения на заседании 23 ноября.
  • Новые стандарты для формирования консолидированной отчетности
    Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) в 2011 году выпустил новые стандарты: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашения о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях». Одновременно с этим были внесены изменения в уже существующие МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании». Какие изменения в деятельности компаний вызовет их применение?
  • На территории РФ признаны 37 МСФО
    Регистрацию в Минюсте прошёл Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности на территории РФ».