Управление налоговыми рисками на предприятии

А.Е. Шeвeлeв, д.э.н., профессор, зав. каф. бух. учета и финансов Южно-Уральского гос. университета
Элитариум
Предприятие не может по своему усмотрению изменять налоговое или бухгалтерское законодательство. У него отсутствует возможность управлять налоговыми рисками непосредственно. Однако необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и т.д. Можно рекомендовать следующие меры, способствующие снижению налогового риска

Управление налоговыми рисками на предприятииПредприятие не может по своему усмотрению изменять налоговое, бухгалтерское или какое-либо иное законодательство. Иными словами, у него отсутствует возможность управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы. Однако необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать соответствующие меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и т.д.

Можно рекомендовать следующие меры, способствующие снижению налогового риска:

1. Мероприятия по снижению налогового риска непосредственно на предприятии:

  • организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;
  • повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;
  • регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;
  • разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;
  • управление выполнением налоговых обязательств;
  • учет налогового риска при инвестировании;
  • создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве меры самострахования;
  • применение способа переплаты;
  • мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая работа с налоговыми органами:

  • обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;
  • снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;
  • проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

3. Работа с контрагентами:

  • экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;
  • раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.

Рассмотрим наиболее важные направления работы по снижению влияния налоговых рисков.

Организация работы по учету налоговых рисков при принятии управленческих решений. Организация работы по ведению расчетов по налогам (в зависимости от объема данной работы) может быть осуществлена следующими способами:

  1. выделена группа, которая осуществляет налоговый учет, в структуре бухгалтерской службы;
  2. в штат введена должность бухгалтера-специалиста по налоговым расчетам;
  3. налоговый учет ведет главный бухгалтер;
  4. налоговый учет ведет лично руководитель;
  5. на договорных началах ведение налогового учета осуществляет специализированная организация (аутсорсинг).

Субъекты малого предпринимательства и предприятия, имеющие небольшие объемы деятельности, могут использовать способы ведения налогового учета, предусмотренные в п. 3—5. В крупных и средних организациях, учитывая трудоемкость налоговых расчетов, целесообразно воспользоваться первым и вторым вариантами ведения налогового учета.

Повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет предприятия. Для эффективного снижения налогового риска требуется высокий уровень квалификации бухгалтера, поэтому необходимо проводить взвешенную кадровую политику и предъявлять к уровню подготовки специалистов высокие требования.

Отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства. Для снижения налогового риска руководителю предприятия необходимо обеспечить бухгалтеру условия для отслеживания в надлежащий срок всех изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Оно может выполняться бухгалтером как самостоятельно, так и с помощью соответствующих консультационных услуг, посещений семинаров. Также могут быть рекомендованы к использованию материалы официальных и периодических изданий, справочно-информационные системы «Гарант», «Консультант Плюс» и т.д.

Мероприятия по снижению налогового риска при разработке учетной политики предприятия. В учетной политике предприятия должны быть определены процедуры по оценке налогового риска, способы контроля его величины и меры по снижению. В приказе об учетной политике должны быть обоснованы:

  • способы налогового учета, по которым законодательно-нормативными документами предусмотрена вариантность;
  • выбор способов налогового учета, описание которых отсутствует в нормативных документах;
  • выбор способов, вариантность которых обусловлена противоречиями, существующими в действующем налоговом законодательстве.

После окончания формирования учетной политики налоговый риск заключается в том, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности могут измениться условия, исходя из которых делался выбор, например, изменится ставка налога, льготы и т.д. В этом случае имеет место налоговый риск, связанный с возможным изменением суммы налоговых платежей.

Управление выполнением налоговых обязательств осуществляется в рамках управленческого учета, в котором для снижения налогового риска необходимо решить следующие задачи:

  1. обеспечить максимально возможную экономию на налоговых платежах;
  2. управлять сроками и суммами исполнения налоговых обязательств;
  3. систематически проводить работу по выявлению ошибок по начисленным и уплаченным налогам.

Решение перечисленных задач должно осуществляться в рамках налогового планирования.

Учет налогового риска при инвестировании. Налоговый риск должен рассматриваться предприятием не только при управлении налоговыми обязательствами, его также следует учитывать и при ведении управленческого учета в других сферах деятельности предприятия, например, при принятии решений об инвестировании.

Инвестиционный процесс является частью финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, при реализации инвестиционного проекта возникают объекты налогообложения по основным видам налогов. Применяемые методики составления бизнес-планов учитывают налоги, связанные с инвестиционным проектом, в виде отрицательного денежного потока, т.е. влияние налогового законодательства сводится лишь к учету воздействия его изменений на сумму налоговых платежей по проекту. Этого недостаточно, поскольку не учитывается воздействие налогообложения на инвестиционный процесс. Часто упускается из рассмотрения тот факт, что чистая прибыль является также источником уплаты налоговых штрафных санкций, начисленных в результате выявления налоговыми органами допущенных на предприятии ошибок. Это может привести к такому перераспределению чистой прибыли между различными направлениями ее использования, при котором лучшая инвестиционная политика не даст желаемого результата, так как не сможет быть реализована в связи с исчезновением источника инвестирования, что может серьезно подорвать финансовое положение предприятия, вплоть до его банкротства.

Создание резерва под возможные штрафные санкции и пени. Резерв под возможные штрафные санкции и пени в качестве меры самострахования может формироваться как одним хозяйствующим субъектом, так и совместно несколькими хозяйствующими субъектами.

Мониторинг налоговых ошибок. Эффективным инструментом снижения налогового риска является использование мониторинга — непрерывного наблюдения, контроля за процессом выявления и исправления налоговых ошибок.

С точки зрения налогообложения все ошибки целесообразно разделить на следующие группы:

  1. искажающие величину налоговой базы;
  2. искажающие сумму налога, т.е. связанные с неверным определением налогового периода, выбором налоговой ставки, применением льгот, нарушением порядка исчисления налога;
  3. нарушающие порядок и сроки представления налоговых деклараций;
  4. нарушающие порядок и сроки уплаты налога.

Среди налоговых ошибок наиболее часто встречаются и штрафуются ошибки по формированию налоговой базы. По данным налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, более 70% установленных нарушений связано с занижением налоговой базы.

Обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в сложных (неоднозначных) ситуациях организация может обращаться в налоговые органы за письменными разъяснениями. Это дает возможность предприятию избежать штрафных санкций в случаях, когда ошибки обусловлены выполнением письменных рекомендаций налоговых органов. Обязательным условием является наличие отметки налогового органа о регистрации входящей корреспонденции на письме предприятия.

Снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией. Объектами возможных конфликтов являются:

  1. денежные средства в виде налоговых платежей, подлежащие перечислению в бюджет с целью формирования доходов государства;
  2. разные подходы к реализации прав и обязанностей как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов.

Условиями, в которых возникает конфликт, являются:

  1. сильная перегрузка и моральный прессинг как у представителя налогового органа, так и у бухгалтера, что приводит к излишней нервозности в их отношениях;
  2. наличие недостаточно четко проработанных положений законодательства, различная трактовка которых приводит к формированию у представителей налоговых органов и налогоплательщиков диаметрально противоположных точек зрения, являющихся основой их последующих споров;
  3. общая низкая культура и отсутствие знаний об управлении конфликтами.

Экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами. Экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами, на предмет соблюдения требований налогового законодательству позволит уменьшить отрицательные налоговые последствия, т.е. снизить налоговые риски.

Договор является действенным инструментом налогового планирования. При составлении бюджета доходов и расходов руководству организации необходима информация, представленная бухгалтером, о прогнозируемых суммах налоговых платежей и платежей по договорам в планируемом периоде. Бюджет налоговых платежей составляется исходя из учетной политики предприятия в целях налогообложения, а также из условий заключенных договоров в планируемом периоде.

В некоторых случаях бухгалтеру при заключении договора следует проверить наличие гражданско-правовых условий, необходимых для организации бухгалтерского и налогового учета производимой операции, например, предприятие-арендатор по договору аренды намерено расходы на текущий и капитальный ремонт помещения учитывать в целях налогообложения прибыли, поэтому бухгалтер должен проверить наличие в договоре пункта, указывающего на обязанность арендатора по проведению текущего и капитального ремонта. Если такого условия нет, то данные расходы нельзя учитывать в целях налогообложения. Бухгалтер еще на стадии проекта (до подписания руководством) должен в целях снижения рисков бухгалтерских и налоговых ошибок ознакомиться с договором и завизировать его.

  • Главбух уходит в отпуск
    Главный бухгалтер компании уходит в очередной оплачиваемый отпуск. Остается решить, на кого возложить его обязанности, ведь должности заместителя главного бухгалтера в штатном расписании нет. Расскажем, как правильно поступить в такой ситуации, оформить доплату и еще не забыть заплатить с нее налоги.
  • Когда реконструкцию вполне можно рассматривать в качестве ремонта
    НК РФ дает определение понятий «достройка», «дооборудование», «модернизация», «реконструкция», «техническое перевооружение» (п. 2 ст. 257 НК РФ), но не раскрывает термин «ремонт». Один из практиков попытался убедить более осторожного коллегу в том, что зачастую реконструкцию ОС можно без опаски замаскировать под ремонт. Чья позиция убедительнее, решают читатели «ПНП».
  • Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете
    Во многих учреждениях существует традиция — оплачивать путевки для отдыха или оздоровления детей своих работников. Частично компенсация стоимости таких путевок может производиться за счет бюджетных средств, частично — за счет средств родителей (работников учреждения) с последующей выплатой компенсации. Рассмотрим, каким образом подобные хозяйственные операции должны быть отражены в учете.
  • Российская экономика через восемь лет
    В 2020 году российская экономика будет очень похожа на экономику развитой страны: хорошие зарплаты, большой средний класс, низкая инфляция и умеренные, но стабильные темпы роста экономики.
  • Будущее росскийского рубля: валюта или просто цветная бумага?
    На днях достоянием общественности стала информация об объемах покупки Центральным банком РФ валюты в июне 2012 года. Как следует из отчетов регулятора, ЦБ прекратил покупку долларов на внутреннем рынке и продал около $2.2 млрд. Интервенции немедленно дали результат — за июнь рубль обесценился к доллару всего на 1.1%. Зададимся вопросом: почему наш ЦБ так сильно изменил свою курсовую политику? Ведь месяцем ранее, в мае, усилиями тех же самых чиновников с ул. Неглинной дом 12, рубль был девальвирован на 10%, а Центральный банк вел себя иначе — купил порядка $1,5 млрд., фактически играя против курса национальной валюты. Так каким же наши монетарные власти хотят видеть рубль? Сильным или слабым? И каким он должен быть, исходя из интересов народа, а не чиновников?