Профучастникам добавят капитала

ФСФР повышает нормативные требования к уровню собственных средств

Минфин РФ
Вчера ФСФР опубликовала проект изменений в нормативы достаточности собственных средств профучастников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний. Согласно представленным изменениям, ФСФР не только повышает норматив достаточности по ряду видов деятельности, но и меняет структуру определения нормативов.

Профучастникам добавят капиталаВ проекте изменений нет отдельных нормативов по дилерской, брокерской деятельности и по управлению ценными бумагами. Ранее эти нормативы составляли соответственно 5 млн руб. (с услугами финконсультанта — 35 млн), 10 млн (с услугами финконсультанта — 35 млн) и 10 млн руб. Эти три вида деятельности объединены под один норматив — 35 млн руб., при этом исключено совмещение с услугами финконсультанта, которые, стоит отметить, вообще отсутствуют в новом документе. Таким образом, компания, желающая вести только брокерскую деятельность, должна обладать собственными средствами в размере 35 млн руб. (а с 1 июля 2011 года — 50 млн руб.), то есть иметь столько же, сколько должно быть у компании, объединявшей все три вида деятельности.

Как сообщил РБК daily глава ФСФР Владимир Миловидов, одной из идей, заложенных в новом документе, стало исключение минимальных значений нормативов, которые составляли 5 млн и 10 млн руб.: «Мы убрали градацию на владельцев единичных лицензий до 35 млн руб., потому что в целом ряде случаев это компании, о которых с трудом можно говорить, что они состоятельны, чтобы быть участ­ником рынка. У таких компаний очень маленький капитал и, как правило, дутый». По словам г-на Миловидова, таких компаний на рынке достаточно много: «Самое главное — что мы прекратим им выдавать новые лицензии».

Гендиректор ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Александр Щеглов отметил, что инициатива ФСФР по исключению маленьких нормативов по капиталу соответствует стратегии развития финансового рынка. «В стратегии декларируется повышение защиты от рисков. Однако сам по себе капитал не защищает от рисков, для этого необходимо разработать еще нормативы регулирования рисков, как это сделано в банковской сфере», — говорит он. По словам г-на Щеглова, ФСФР также стремится к ограничению регулируемых объектов: «Конечно, количество компаний уменьшится, особенно за счет мертвых или полумертвых компаний. С другой стороны, чтобы компания-брокер реально работала, в нее надо вложить гораздо больше чем 35 млн руб.».

Вторая идея, по словам Владимира Миловидова, состоит в том, чтобы отказаться от сложных градаций, связанных с совмещением лицензий: «Размер собст­венного капитала привязан к конкретному виду лицензии, поэтому сегодня важно не сколько видов деятельности совмещено, а какие именно лицензии проф­участники имеют». Владимир Миловидов также отметил, что проект документа предусматривает постепенное повышение нормативов капитала для участников в перспективе. По его словам, новый приказ планируется отправить на регистрацию в Мин­юст до конца июля.

В проекте изменений не осталось отдельного норматива для клиринговой деятельности и деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Предполагается норматив при их совмещении в размере 80 млн руб., что соответствует нормативу для этого совмещения в действующем документе (правда, с 1 июля 2011 года норматив повышается до 100 млн руб.). Стоит отметить, что все остальные нормативы по совмещению клиринговой деятельности с другими видами не предусмотрены в новом документе. Как и не предусмотрены пока существующие нормативы при совмещении депозитарной деятельности с другими видами деятельности.

Напрямую рост нормативов достаточности собственных средств затронет депозитарную деятельность, фондовые биржи, а также УК, норматив для которых вырастет с 40 млн до 60 млн руб., а затем до 80 млн руб.

«Эта инициатива вызывает у меня недоумение, потому что это мера проциклическая по своему характеру — усугубляющая последствия финансового кризиса для финансовых институтов», — заявил предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Он отметил, что, обсуждая аналогичные меры для своих стран, G20 в Лондоне в апреле этого года договаривались об ужесточении требований к собственным капиталам только после окончания финансового кризиса. «Ужесточение нормативов собственных средств, как и принятая недавно новая методика расчета средств, мало оправдывается ситуацией. К тому же не поддерживается мерами по стимулированию капитализации компаний, в первую очередь это касается налогообложения», — говорит г-н Тимофеев.

Гендиректор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков считает, что решение ФСФР абсолютно правильное: «Кризис показал, что управляющих компаний стало настолько много, что в конкурентной борьбе они стали предлагать гарантированную доходность клиентам». Однако, говорит он, те нормативы, которые были и будут, все равно не совсем адекватны реальной практике: «На мой взгляд, дело не в объеме собственных средств, а в отсутствии нормативов по управлению. Например, стоило бы установить коэффициент отношения собст­венных средств к средствам под управлением».

Новые нормативы собственных средств для профучастников
Вид деятельности С 1 июля 2010 года, млн руб. С 1 июля 2011 года, млн руб.
1. Дилерская деятельность и (или) брокерская деятельность и (или) деятельность по управлению ценными бумагами 35 50
2. Деятельность не расчетного депозитария или деятельность специализированного депозитария 60 80
2.1 При этом для эмитента российских депозитарных расписок 200 не менее 250
3. Деятельность расчетного депозитария 250 300
4. Клиринговая деятельность и (или) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг 80 100
5. Деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг 100 150
6. Деятельность фондовой биржи 150 200
7. Управляющая компания, осуществляющая деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами 60 80

Источник: ФСФР

  • Так все-таки, что там с этими?... Как его?... С эмитентами!
    !Фанатикам-фундаменталистам ЦД и ЦБ его — не читать!
    Закон о Центральном депозитарии (от 7 декабря 2011 г. № 15-ФЗ) и другие новые замечательные законы о ценнобумажном рынке начали действовать.
  • "Мегарегулятор прожил год"
    Публикация в газете "Коммерсант", посвященная году работы Руководителя ФСФР России Д.В. Панкина в должности
  • Международные рынки капитала. Готовимся к IPO
    Постепенно начинают затихать пессимистичные разговоры об экономике и жалобы на убыточность бизнеса по причине глобального финансового кризиса 2008–2010 гг. На этом фоне вместе с подъемом экономических настроений в головы некоторых руководителей, финансистов и аналитиков возвращается предкризисная эйфория триумфального выхода компаний на публичные рынки капитала.
  • Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов
    В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5‑7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
  • "Финансовый рынок отмегарегулируют"
    Комментарий Руководителя ФСФР России В.Д.Миловидова газете "Коммерсант" о присоединении Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам