Без лишней няньки

Государство снимет с себя часть функций по регулированию аудита

Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета №743 (10), 30 марта 2010 г.
В апреле депутаты Госдумы должны рассмотреть поправки в Закон "Об аудиторской деятельности", внесенные правительством РФ. Новые законодательные инициативы в случае их принятия позволят аудиторам стать более независимыми. Государство планирует передать часть функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов.

"Тенденция к упрочению независимости аудиторов и саморегулируемых организаций важный момент нового законопроекта, - говорит Ирина Мельникова, заместитель генерального директора по юридическому консалтингу АКГ "Интерком-Аудит". - Законопроект еще более четко обозначает водораздел между компетенцией минфина и самостоятельной деятельностью профессионального сообщества в пользу последнего".

Как рассказала "РБГ" Светлана Скобелева, директор департамента аудита Консалтинговой группы "Аюдар", некоторые изменения законопроекта приведут к переходу функций контроля качества работы аудиторский организаций от Росфиннадзора к СРО аудиторов. "В частности, это касается сужения круга аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства, а именно организаций, которые проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий, - пояснила эксперт. - Таким образом, указанные поправки помогут разгрузить органы минфина и позволят СРО аудиторов более эффективно регулировать деятельность профессионального сообщества аудиторов".

Помимо этого, по словам Юлии Киселевой, руководителя отдела методологии и контроля качества ООО "Нексиа Пачоли", произойдет передача полномочий по утверждению правил независимости (предварительно одобренных Советом по аудиторской деятельности) от уполномоченного федерального органа саморегулируемым организациям, что соответствует общей концепции об установлении внутренних правил и стандартов СРО. "При этом одобрение правил независимости советом по аудиторской деятельности, во-первых, должно позволить обеспечить единство подходов к независимости, а во-вторых, позволяет учесть в решении одного из наиболее важных принципов осуществления аудиторской деятельности общественные интересы, - говорит эксперт. - Вопрос только в том, справятся ли саморегулируемые организации с и без того достаточно большим перечнем возложенных на них функций. Тем более что законопроект предусматривает срок принятия правил независимости саморегулируемыми организациями - не позднее 31.12.2010, то есть уже совсем скоро".

Новые поправки также призваны устранить пробелы закона об аудиторской деятельности. Еще с момента его вступления в силу аудиторское сообщество отмечало, что он требует доработки. Представленный проект, по мнению экспертов, действительно устраняет часть пробелов. В частности, законопроект уточняет круг организаций, аудит отчетности которых не может проводиться индивидуальными аудиторами (только аудиторскими организациями).

"Речь идет об организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, - пояснил Анатолий Соколов, руководитель отдела по работе с клиентами департамента аудита Консалтинговой группы "Аюдар". - Данная норма очень своевременна, так как позволит повысить качество аудита отчетности этих организаций. На мой взгляд, тот факт, что в предприятиях данной категории обязательно предусмотрен открытый конкурс по выбору аудиторских организаций, делает вероятность выигрыша конкурса индивидуальными аудиторами весьма эфемерной".

С точки зрения практической деятельности аудиторов, значимым, по мнению Юлии Киселевой, является установление на уровне федерального закона обязанности соблюдения стандартов аудиторской деятельности не только аудиторскими организациями, но и аудируемыми лицами.

"Это позволит исключить ситуации, в которых организации имели возможность говорить о том, что соблюдение стандартов - это проблема аудиторской организации, - отметила эксперт. - С точки зрения аудиторов, немаловажным является положение о том, что саморегулируемые организации не вправе выдвигать дополнительные требования при выдаче аттестата, а также установление предельного размера платы за выдачу квалификационного аттестата. При этом определено, что выдачу квалификационного аттестата осуществляют саморегулируемые организации".

В целом, по словам Ирины Мельниковой, подготовленные изменения, предусмотренные новым законопроектом, насущно необходимы и их можно оценить только как очень позитивные и хорошо проработанные. "Новый законопроект нельзя назвать революционным, скорее он является закономерным продолжением начатых ранее реформ, предусматривающих переход к саморегулированию аудиторских организаций, - говорит эксперт. - Все изменения направлены на систематизацию, приведение деятельности в области аудита к единым, высоким стандартам оказания услуг, что, безусловно, является плюсом. Некоторая разрозненность в требованиях различных СРО к своим членам, возникшая на первом этапе, должна быть устранена с принятием новой редакции закона - в частности, на общей для всех основе будут определяться требования к квалификационным экзаменам; правила независимости аудиторов также будут приниматься каждой СРО на основе правил независимости, одобренных советом по аудиторской деятельности, решение которого подготавливается его рабочим органом, выражающим интересы профессиональных участников рынка аудиторских услуг".

Так же, отметила Ирина Мельникова, законопроект предусматривает введение прямых норм в отношении целого ряда институтов, которые могли действовать и раньше, но вызывали некоторую осторожность среди участников рынка. "Так, закон прямо предусматривает введение норм о возможности страхования риска гражданско-правовой ответственности за некачественно проведенный аудит; уточняется вопрос о том, что федеральные стандарты аудиторской деятельности обязательны для всех аудиторов и так далее, - пояснила эксперт. - Все это существовало и раньше, но, как показывает практика, прямая норма всегда является более ясной и простой в применении".

Все предлагаемые изменения, по мнению Юлии Киселевой, касаются в основном практических аспектов деятельности аудиторских организаций и аудиторов и вряд ли могут как-то существенно повлиять на рынок аудиторских услуг. "В этом смысле, большое влияние может оказать проект, также внесенный на рассмотрение в Госдуму, о повышении порога для проведения обязательных аудиторских проверок, что может привести к существенным проблемам для малого аудиторского бизнеса", - считает эксперт.

  • Новое в международных стандартах аудита
    27 февраля 2009 года Комитет по Международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB) (далее – Комитет) завершил проект «Ясность» (Clarity Project) Международных стандартов аудита (МСА) (International Standards on Auditing, ISA) одобрением последних обновленных стандартов.
  • Минэкономразвития об СРО аудиторов
    Фрагмент Доклада Департамента развития малого и среднего предпринимательства и Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности».
  • Оценка эффективности деятельности службы внутреннего аудита в финансовых организациях
    Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку.
  • Аудиторам прописали процедуры
    !Минфин подготовил новые стандарты
    Минфин подготовил два новых федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД), разработанных в соответствии с международными стандартами аудита. Первый (ФСАД 5/2010) - обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита преднамеренных действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и работников аудируемого лица или третьих лиц для извлечения незаконных выгод. Второй (ФСАД 6/2010) - учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части выявления существенных искажений этой отчетности, вызванных несоблюдением аудируемым лицом требований федеральных законов и нормативных правовых актов.
  • Чему учат казахстанский бизнес именитые аудиторы?
    Их кредо - проведение ювелирных операций по добыванию денег. Альфой и омегой их существования стало удовлетворение жажды сверхприбылей - на кону 100 млрд. долларов. Их устраивает только одно - игра по собственным правилам. Их клиенты зачастую превращаются в досадное приложение к милым сердцу дензнакам. Они, имея менталитет крокодила, через любого перешагнут и ноги вытрут.