Перспективы внутреннего аудита в России

Б.Н. Соколов
Министерство здравохранения и социального развития РФ
Внутренний аудит помогает организации достигать поставленных целей путём внедрения систематизированного подхода к оценке и повышению эффективности процессов руководства, контроля и управления рисками. Сегодня это становится все более и более актуальной темой. И если в мире подготовка внутренних аудиторов уже поставлена на твердую основу, то в Россию профессия только приходит. О том, какие меры в связи с этим принимаются на различных административных уровнях рассказывает Борис Соколов, Председатель Методического Совета Института профессиональных финансовых менеджеров, член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, к.э.н., профессор.

Сегодня в России профессия внутреннего аудита развивается не слишком активно. Ситуация скорей напоминает формирование специальности внешнего аудита в 1993 году.

Отсутствует законодательная база, определяющая место внутреннего аудита в российской экономике и механизмы его взаимодействия с государственными органами. Не существует российских стандартов профессиональной деятельности внутренних аудиторов. Нет российского Кодекса профессиональной этики, саморегулируемых общероссийских профессиональных объединений. Кроме того, отсутствует система подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации внутренних аудиторов.

Но тем не менее внутренний аудит не совсем отошел на задний план и не находится в тени других проблем.

Меры госорганов

Так, Министерство финансов РФ подготовило новую редакцию Федерального закона «О бухгалтерском учете». В нем в статье 29 обозначено обязательное наличие в хозяйствующих субъектах, ежегодно подвергаемых обязательному внешнему аудиту, систем внутреннего контроля.

Правительством РФ был утвержден стандарт № 29 , «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Он предусматривает возможность взаимодействия внутренних и внешних аудиторов при проведении обязательного аудита финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.

С 1 января 2006 г. вступил в действие приказ Федеральной службы по финансовым рынкам № 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Он указывает на обязательное наличие Комитета по аудиту в компаниях, работающих на рынках ценных бумаг. Такой комитет определяет процедуры внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента. Контроль над выполнением этих процедур должно осуществлять отдельное структурное подразделение, сообщающее о выявленных недостатках Комитету.

Меры инициативных групп

Кроме мер, принимаемых на государственном уровне, существуют также общественные движения. Специалисты объединяются в профессиональные объединения под эгидой общих идей по формированию профессии. Они вкладывают свои силы и время, чтобы развивать направление внутреннего аудита.

Так, например, НП «Институт внутренних аудиторов» перевело на русский язык и разместило на своем сайте международные стандарты внутреннего аудита и Кодекс профессиональной этики, разработанные Институтом внутренних аудиторов (США). Он на системной основе проводит для всех желающих семинары по повышению квалификации по наиболее актуальным проблемам внутреннего аудита и осуществляет сертификацию внутренних аудиторов по программам ИВА (США).

НП «Ассоциация внутренних аудиторов и контролеров», учрежденная представителями внутреннего контроля и аудита компаний большого бизнеса разработала учредительные документы и зарегистрировала их в установленном порядке.

Под руководством группы специалистов из НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» разрабатываются программа и методические материалы для подготовки внутренних контролеров в хозяйствующих субъектах, определенных в проекте ФЗ «О бухгалтерском учете».

ООО Институт профессиональных финансовых менеджеров (Россия) организовал в 40 учебных центрах подготовку и проведение аттестации внутренних аудиторов по программам Института профессиональных финансовых менеджеров (Великобритания) на русском языке. Число аттестованных специалистов уже исчисляется сотнями.

Экономические факторы

Но одними мерами профессию внутреннего аудитора развить в России в минимально возможные сроки не удастся. Необходим экономический интерес, некие факторы стимуляции в экономической среде страны. Такие факторы, как показывает практика, уже существуют. Так, наличие служб внутреннего аудита (далее по тексту –СВА) создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса, в связи с:

  1. появлением возможности на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта;
  2. появлением возможности эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику.
  3. появлением у собственников возможности контролировать деятельность топ менеджмента по соответствию его действий целям бизнеса хозяйствующего субъекта, а у топ менеджмента – эффективность работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта. Бизнес растет и дифференцируется. Собственник перестает быть управленцем и уже не может контролировать дела. Это возможно только при наличии штатного аудита. Службы внутреннего аудита создаются по инициативе именно собственников.

Необходимость во внутреннем аудите ощущается и при привлечении иностранных инвестиций. МБРР и МФФ требуют, чтобы годовые отчеты публичных компаний-заемщиков содержали проверенный внешним аудитором отчет о внутреннем контроле, в котором должна содержаться информация:

  1. о деятельности руководства компании по созданию и обеспечению функционирования адекватной бизнесу структуры внутреннего контроля, а также процедур формирования финансовой отчетности;
  2. об оценке эффективности структуры внутреннего контроля компании и процедур, применяемых ею по отношению к финансовой отчетности.

Исследования показали

Компании Ernst&Young и PricewaterhouseCoopers провели исследования, которые показали, что востребованность внутреннего аудита в российской экономике растет высокими темпами (см. схему 1 и 2).

Так, согласно результатам исследований компании Ernst&Young 75% респондентов, собственников хозяйствующих субъектов, планируют увеличение инвестиций в организацию системы внутреннего аудита, поскольку убедились в ее эффективности для успешного ведения бизнеса.

В российской экономике имеются организационные условия и действуют экономические факторы, стимулирующие развитие внутреннего аудита. Темпы развития этой профессии будут во многом определяться формированием правового поля его функционирования, которое зависит от создания эффективных механизмов саморегулирования и их взаимодействия с законодательными и исполнительными федеральными органами государственной власти.

Факторы, оказавшие решающее влияние на развитие внутреннего аудита
(исследования PricewaterhouseCoopers)

  1. возрастающий интерес или ожидания заинтересованных во внутреннем аудите пользователей;
  2. существенное увеличение числа служб внутреннего аудита;
  3. усиление внимания внутреннего аудита к СВК подготовки финансовой (отчетности);
  4. расширение роли внутреннего аудита в обеспечении соответствия хозяйствующего субъекта внешним и внутренним требованиям.

Ожидания потребителей услуг внутренних аудиторов
(исследования PricewaterhouseCoopers)

  1. сбор и анализ информации – 89%;
  2. оценка рисков предпринимательской деятельности – 76%;
  3. оценка соответствия применяемых информационных технологий нуждам хозяйствующего субъекта – 72%;
  4. управление рисками -70%;
  5. выявление и расследование случаев мошенничества – 69%;
  6. проверки состояния информационной безопасности – 64%;
  7. проведение экономического анализа – 57%;
  8. управление проектами – 53%;
  9. контроль планирования и выполнения показателей социальной ответственности.
  • Новое в международных стандартах аудита
    27 февраля 2009 года Комитет по Международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB) (далее – Комитет) завершил проект «Ясность» (Clarity Project) Международных стандартов аудита (МСА) (International Standards on Auditing, ISA) одобрением последних обновленных стандартов.
  • Минэкономразвития об СРО аудиторов
    Фрагмент Доклада Департамента развития малого и среднего предпринимательства и Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности».
  • Оценка эффективности деятельности службы внутреннего аудита в финансовых организациях
    Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку.
  • Аудиторам прописали процедуры
    !Минфин подготовил новые стандарты
    Минфин подготовил два новых федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД), разработанных в соответствии с международными стандартами аудита. Первый (ФСАД 5/2010) - обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита преднамеренных действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и работников аудируемого лица или третьих лиц для извлечения незаконных выгод. Второй (ФСАД 6/2010) - учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части выявления существенных искажений этой отчетности, вызванных несоблюдением аудируемым лицом требований федеральных законов и нормативных правовых актов.
  • Чему учат казахстанский бизнес именитые аудиторы?
    Их кредо - проведение ювелирных операций по добыванию денег. Альфой и омегой их существования стало удовлетворение жажды сверхприбылей - на кону 100 млрд. долларов. Их устраивает только одно - игра по собственным правилам. Их клиенты зачастую превращаются в досадное приложение к милым сердцу дензнакам. Они, имея менталитет крокодила, через любого перешагнут и ноги вытрут.